При ремонте автомобиля часто обнаруживается, что резьбовое соединение прикипело. А если поломку следует устранить срочно, то проблема встает особенно остро. В большинстве случаев важно не просто открутить гайку и извлечь заржавевший болт, но и сохранить резьбу в рабочем состоянии. Есть несколько способов сделать это максимально быстро.
Механические способы
При откручивании гайки или болта рожковым ключом охватываются только 3 грани. При этом соединение получается неплотным: между поверхностями остается зазор. Если неверно направить усилие, грани могут повредиться. После этого открутить заржавевший элемент будет еще труднее.
Если использовать более длинный инструмент, вероятность сорвать грани уменьшается. Чем длиннее рычаг, тем легче поддается соединение. При этом важно не спешить. Прилагайте усилие строго в одной точке, чтобы рабочий профиль ключа относительно гайки или головки болта оставался неподвижным.
Если эффекта нет, попробуйте расшатать соединение. Прилагайте усилия попеременно в обоих направлениях. Это поможет разрушить ржавчину, образовавшуюся между элементами.
Если есть возможность, сделайте на одной из граней насечку. Затем уприте в нее зубило и осторожно нанесите по нему несколько ударов молотком. Этот способ позволяет приложить больше усилий, не повреждая при этом резьбу и сам прикипевший элемент. К тому же, он позволяет расшевелить болт или гайку с сорванными гранями.
Смазывание резьбы
Есть жидкости, способные проникать в микрозазоры между заржавевшими металлическими элементами. Они смазывают поверхности, уменьшая между ними трение, что помогает разобрать соединение. Можно воспользоваться подручным средством либо приобрести в магазине специальный аэрозоль (что более эффективно).
Для смазывания заржавевших гаек и болтов автомобилисты часто используют то, что находится у них под рукой (масло, топливо, тормозную жидкость и т.д.). Любое горючее содержит в своем составе алифатические углеводороды, которые обладают высокой проникающей способностью. А действие тормозной жидкости обусловливается наличием в ней эфиров и гликолей.
Обильно пропитайте отрезок ветоши и оберните ею прикипевшие элементы. Чтобы слой ржавчины стал рыхлым, потребуется 3-4 часа. В случае, если соединение недавнее, оно может поддаться механическому воздействию уже через 30-40 минут.
Нагревание или охлаждение
Если механические методы не произвели должного эффекта, попробуйте воспользоваться источником тепла (например, паяльной лампой или строительным феном). Известно, что при повышении температуры металл, как и остальные материалы, расширяется, а при снижении — уменьшается. Поэтому если нагреть гайку, зазор между нею и болтом увеличится. Обратный эффект будет, если охладить ось или болт — они уменьшатся. Это поможет "сдвинуть" прикипевшее соединение с места.
Во время процедуры не забывайте, что использовать источники открытого огня рядом с пластиковыми или деревянными предметами опасно. Нельзя применять их и в том случае, если поблизости находятся легковоспламеняющиеся жидкости.
Применение нагрева не всегда возможно, ведь в обычном гараже и даже во многих автосервисах нет нужного оборудования. На этот случай существуют средства, разработанные специально для откручивания прикипевших болтов и гаек и использующие эффект изменения размеров деталей при изменении температуры. Практика показывает, что именно они помогают решить проблему быстрее всего. Один из таких составов – Термоключ Hi-Gear HG5720.
Действие этой аэрозоли основано на резком понижении температуры детали (до -45°C). Это отличает Термоключ Hi-Gearот обычных проникающих смазок типа "Жидкий ключ", так как быстрая "заморозка" детали (наносить нужно на внутреннюю деталь соединения болт или ось), вызывает термическую деформацию соединения, так как втулка (или гайка) не успевает охладиться с той же скоростью. В результате детали сдвигаются относительно друг друга, структура ржавчины разрушается, а входящая в состав препарата специальная смазка проникает в образовавшийся микрозазор и далее работает как обычный "жидкий ключ".
Итоги
Итак, открутить прикипевшие или заржавевшие соединения можно несколькими способами: механическими, с помощью смазывания резьбы проникающими смазками, посредством нагревания или охлаждения при помощи термоключа Hi-Gear. Наиболее эффективным является комбинирование всех трех вышеперечисленных способов. Независимо от выбора способа, перед началом работы удалите всю грязь и ржавчину с поверхности деталей. Для этого потребуется жесткая металлическая щетка. Уделите особое внимание стыкам и резьбе, которая находится снаружи. И только после этого приступайте к разборке соединения.