Найти в Дзене

11 самых необычных троллейбусов СССР, которые до сих пор вспоминает моя тетя

Оглавление

Ранее я уже писал статью про 11 необычных трамваев СССР, в которой рассказал о самом интересном, что случилось с трамваями в СССР. Сегодня продолжаю тему с электротранспортом — рассказываю про тролллейбусы.

В силу не развитости автомобильного транспорта и не возможности в короткие сроки обеспечить граждан СССР индивидуальным транспортом власти страны упирали на развитие общественного транспорта и особенно электрического, потому что с бензином тоже поначалу было трудно.

К тому же у троллейбуса есть сильнейшее преимущество — он не выбрасывает в атмосферу вредные газы.

В 30-е годы стало понятно, что вполне можно развивать модный в то время транспорт — троллейбус, и власти СССР приложили все силы к его популяризации и продвижению по всей стране.

САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ: МУРМАНСК

Троллейбус в Мурманске. Фото автора
Троллейбус в Мурманске. Фото автора

Троллейбус в Мурманске действует с 1962 года и он был самым северным не только в СССР, но и в мире.

В настоящее время насчитывает 4 линии общей длиной 75 км.

Ещё бы салон в тралике сделать потеплее, цены бы ему не было. Меня всегда удивляло: почему в трамвае сиденья с обогревом, а в троллейбусе вечно морозилка. Работает одна или две электропечки на весь салон. Гудят на весь салон вентиляторы, но тепла как не было, так и нет. Сделайте как в трамвае, не надо ничего придумывать. Но нет, простые пути не для нас!

САМЫЙ ЮЖНЫЙ: АШХАБАД

Троллейбус когда-то бегал по Ашхабаду. Фото автора
Троллейбус когда-то бегал по Ашхабаду. Фото автора

Троллейбус в столице Туркмении возил пассажиров с 1964 по 2012 год. Власти Туркмении почему-то решили, что троллейбус им не нужен. Видимо, на ишаках кататься удобнее)

САМЫЙ ЗАПАДНЫЙ: КАЛИНИНГРАД

В Калининграде ходят не только модные трамваи, но и не менее модные троллейбусы. Фото автора
В Калининграде ходят не только модные трамваи, но и не менее модные троллейбусы. Фото автора

Троллейбус в бывшем Кенигсберге запустили в 1943. После штурма 1945 он некоторое время не работал, после чего он снова забегал. И сегодня выполняет свою важную работу — перевозит людей без выбросов в атмосферу, что для курортного города немаловажно.

САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ: ХАБАРОВСК

Троллейбус доехал и до города на Амуре. Фото автора
Троллейбус доехал и до города на Амуре. Фото автора

Хабаровск оказался самой восточной точкой на карте Советского Союза, где бегал трамвай и ходил троллейбус.

Иногда ошибочно называют Владивосток, ведь на картах он кажется более восточным. Но при детальном рассмотрении оказывается, что Хабаровск расположен восточнее Владика на 3 градуса и 10 минут.

САМЫЙ ДЛИННЫЙ: СИМФЕРОПОЛЬ — АЛУШТА — ЯЛТА

На троллейбусе по горам. Южный берег Крыма. Фото автора
На троллейбусе по горам. Южный берег Крыма. Фото автора

Троллейбус отлично вписался на Южном берегу Крыма в концепцию чистого воздуха курорта. Троллейбусная трасса Симферополь—Алушта (54 км)—Ялта (86 км) получилась самой длинной не только в СССР, но и в мире.

Когда я в первое своё посещение Крыма в 1977 году увидел троллейбус на междугородней трассе в горах, то испытал настоящее потрясение. В детскую голову с трудом уместилось осознание того факта, что троллейбус (автобус с электро рогами) может ходить не только в большом городе, но и за городом тоже!)))

САМЫЙ МАССОВЫЙ: ЗИУ-9

На таком троллейбусе ЗИУ-9 ездили хотя бы раз, наверное все. Фото автора
На таком троллейбусе ЗИУ-9 ездили хотя бы раз, наверное все. Фото автора

Эту модель начали выпускать в далеком 1972, то есть почти 50 лет назад, и такие машины ходят по улицам российских городов до сих пор! Их выпущено в различных модификациях и модернизациях около 42 тысяч штук. Это поистине народный троллейбус. Его ни с чем не перепутаешь.

САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ: БЕСПЛАТНЫЙ

Интересный эксперимент проводили в Миассе, жаль, что не удался. Фото автора
Интересный эксперимент проводили в Миассе, жаль, что не удался. Фото автора

Да, я не оговорился, в Миассе, после ввода в строй в 1985 году, в конце 80-х и даже начале 90-х проводился всесоюзный эксперимент — в городе пытались внедрить бесплатный проезд на общественном транспорте. Поначалу эксперимент распространили на троллейбус, потом должен был подтянуться автобус.

Но время для эксперимента выдалось неудачное, оно выпало на развал СССР. Хотя поначалу все развивалось успешно, итог получился предсказуемым.

Предприятия советского типа ещё были готовы вносить деньги на содержание городского троллейбуса, а фирмочки раннего капитализма 90-х не захотели брать на себя такое бремя, и эксперимент тихо сдулся.

САМЫЙ СТАРЫЙ: МОСКОВСКИЙ

Москва первая оценила троллейбусы. Фото автора
Москва первая оценила троллейбусы. Фото автора

Первенцем троллейбусной сети в начале 30-х стала Москва, её двигал тогдашний первый секретарь Моссовета Лазарь Каганович. Первый троллейбус даже назвали в честь него ЛК. В 1933 по улицам столицы побежали первые троллейбусы.

Очень жаль, что Собянин решил полностью избавиться от троллейбусов в Москве, аргументируя это тем, что троллейбусы очень шумные и создают своей сетью проводов много визуального шума в картинке города.

САМЫЙ РОСКОШНЫЙ: ТБЭС-ВСХВ

Роскошный ТБЭС-ВСХВ немного обогнал время. Фото автора
Роскошный ТБЭС-ВСХВ немного обогнал время. Фото автора

В 1954 году была восстановлена Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). На территории площадью 207 га расположилось 383 здания и павильона. Для обслуживания выставки была построена троллейбусная линия длиной 9,5 км, имевшая в плане форму подковы и разворотные кольца по обе стороны от главного входа.

В 1955 году под руководством главного конструктора В. В. Строганова был создан новый троллейбус ТБЭС- ВСХВ.

Принципиально новые кузовные и дизайнерские решения поражали воображение. Новая машина получила окна из пластика, которые открывались "заезжая" под скосы крыши, тоже прозрачные.

В салоне троллейбуса было установлено 32 сидячих места, при чём на задней площадке находился огромный диван. Поручней не было, ведь в троллейбусе ездили только сидя. Он был просто роскошен с точки зрения дизайна и удобства.

До конца года было построено 18 троллейбусов. Сначала они работали только на выставке, потом как экскурсионные, ну, а после вышли на обычные городские маршруты. Часть таких троллейбусов поступила в другие города: Харьков, Ленинград и Симферополь.

ТРУДЯГА: ГРУЗОВОЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Трядяга троллейбус - грузовой. Фото автора
Трядяга троллейбус - грузовой. Фото автора

Со временем стало понятно, что троллейбусы нужны не только пассажирские, но и грузовые. Часть из них становилась техничками в депо, часть же как обычные грузовики доставляли грузы по маршруту, например, дрова, пока печное отопление было в той же Москве обычным делом.

ЭКЗОТИЧЕСКИЙ: ДВУХЭТАЖНЫЙ

Это не Лондон, это - Москва. 2-этажный троллейбус ЯТБ-3. Фото автора
Это не Лондон, это - Москва. 2-этажный троллейбус ЯТБ-3. Фото автора

В 1935 году в СССР поступили 2-этажные троллейбусы из Англии. К 1938 году в Ярославле освоили постройку своего, похожего на английский. Он тоже имел два этажа.

Первая же зимняя эксплуатация выявила его непригодность для эксплуатации в СССР. Он опасно раскачивался на тогдашних улочках Москвы, и его сильно заносило на ледяных и снежных неровностях. Грозя вовсе перевернуться, такое транспортное средство было небезопасным.

Построенные машины доходили до своей естественной старости и тихо умерли. Больше 2-этажные троллейбусы в СССР и современной России не строили. К тому же высота салонов вынужденно была сокращена, это приводило к неудобству пассажиров. Сеть проводов использовалась одна и та же, что для 1-этажных, что для 2-этажных.

Читайте другие статьи на нашем канале:

P.S. Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на мой канал