Думаю, что любому жителю России, хоть раз бывавшему в Санкт-Петербурге, хорошо известно здание Московского вокзала: большая часть гостей Северной столицы прибывает в неё именно на Московский вокзал, а потому он становится первым, что они видят в Петербурге!
Но немногие знают, что в начале 20 века существовала идея полной перестройки Московского вокзала, и если бы не Первая Мировая война и не последовавшая за ней Революция 1917 года, то в наши дни мы могли бы видеть не знаменитое здание вокзала, построенное по проекту архитектора Тона, а совсем другое, гораздо более необычное и живописное здание, украшающее Площадь Восстания!
Но с какой целью в дореволюционной России хотели перестроить этот вокзал? Как проходил архитектурный конкурс на его перестройку и кто стал его победителем? Сегодня я постараюсь ответить на эти вопросы, а также рассказать вам о самых лучших конкурсных проектах нового Московского вокзала!
Зачем хотели перестроить вокзал?
Московский вокзал был построен в 1851 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона - на момент строительства вокзала он считался едва ли не главным зодчим столицы Российской империи (собственно, именно поэтому ему и поручили строительство двух вокзалов, связывающих два главных города нашей страны - Петербург и Москву).
Константина Тона, а точнее его постройки, сильно критиковали архитекторы конца 19 - начала 20 века. Считалось, что его постройки слишком просты, строги и неинтересны. В том числе критике подвергалось и здание Николаевского вокзала в Петербурге (до революции вокзал именовался в честь императора Николая I, и только после революции он стал называться "Московским").
Впрочем, были и другие причины реконструировать и перестроить вокзал: Петербург активно разрастался, население города росло, а потому тогдашняя столица России остро нуждалась в крупном и передовом железнодорожном вокзале. Постройка Тона, увы, не соответствовала требованиям того времени.
При этом я хотел бы отметить, что в те времена идеи развития Петербурга были довольно прогрессивными, так что желание перестроить вокзал под современные нужды города выглядели совершенно нормально. В качестве примера довольно "футуристичных" идей того времени предлагаю вам следующую цитату, на которую я наткнулся при изучении журналов "Зодчий":
В Петербурге нет центрального вокзала, а существующие отдельные вокзалы ютятся на окраинах. Теперь предлагается одну из подходящих к столице дорог довести до центра. Пример других столиц подсказывает устройство метрополитена
<...>
Петербург требует проведения дорог большой скорости по всему городу, нуждается в центральном вокзале и в соединении отдельных вокзалов метрополитеном
Архитектор Иероним Китнер, из журнала "Зодчий" за 1907 год
Да, уже в 1907 году в Петербурге размышляли о необходимости устройства в городе метрополитена по примеру других городов Европы (Лондона, Парижа и т.д.). К сожалению, в итоге эти прогрессивные идеи были реализованы лишь в 1950-х годах.
Но, так или иначе, в 1907 году был открыт архитектурный конкурс на строительство нового здания Николаевского железнодорожного вокзала в Петербурге. В нём приняли участие многие выдающиеся зодчие Северной столицы того времени. Давайте подробно рассмотрим лучшие проекты того конкурса!
Проект "Скалы и сосны" архитектора Лишневского
Пожалуй, самым неординарным и необычным проектом среди всех предложенных вариантов стал проект Александра Лишневского, выполненный в характерной для этого зодчего стилистике: высокая башня в готических мотивах и чисто финская стилистика основного здания. Проект выглядит очень красиво и очень прогрессивно: помимо его внешнего неклассического облика (отделка натуральным камнем, крупные световые окна-фонари, служащие для освещения вестибюлей вокзала и т.д.), Лишневский не побоялся рискнуть и нарушил едва ли не главное правило конкурса - он предложил снести здание и построить полностью новое, отвечающее требованием нашего времени.
Как утверждал сам архитектор:
Надо стараться развить удобства, а тут пассажир, взяв билет и сдав багаж, должен, чтобы попасть в столовую, возвратиться обратно, а затем, выпив, опять идти через третий класс и искать входа в туннель
Александр Лишневский
Увы, проект был удостоен лишь второго места, и не смог взять первый приз. В качестве главной причины такой несправедливости я бы отметил неприязнь многих архитекторов и критиков того времени к северному модерну: чего стоит одно лишь обзывательство "чухонский модерн", бытовавшее в то время в Петербурге. Но, как показало время, эти критики явно ошибались - северный модерн оказался едва ли не самым интересным подвидом модерна во всей России!
Проект "Вулкан" архитекторов Косякова, Ламагина и Подбереского
А вот проект Василия Косякова и двух его помощников - Александра Ламагина и Никаса Подбереского (эти архитекторы регулярно выступали в роли ассистентов Косякова), выглядит гораздо более подходящим для главного вокзала столицы России: выполненный в стиле ампир, он всем своим видом демонстрирует мощь и величие Российской империи. Особенно этот эффект усиливает расположенное над главным входом огромное изображение двуглавого орла - символа нашего государства!
Стоит отметить, что на момент создания проекта Василий Косяков был едва ли не самым именитым зодчим, принявшим участие в конкурсе (чего стоит только тот факт, что к 1907 году Косяков уже несколько лет занимал должность директора одного из лучших архитектурных ВУЗов страны - Института Гражданских Инженеров). Ну а Вам этот архитектор может быть известен своими невероятно красивыми храмами, построенными в Петербурге в конце 19 - начале 20 века: это и прекрасная церковь на Гутуевском острове, и не менее красивая усыпальница Новодевичьего монастыря. Ну а главной работой зодчего является Никольский Морской собор в Кронштадте - один из лучших храмов России!
В общем, проект Косякова получился очень удачным, но жюри не признала эту работу лучшей, отдав ей вторую премию (как и проекту Александра Лишневского).
Проект "Гранит" архитекторов Мунца и Беляева
Удивительно, но на конкурсе на строительство Московского вокзала конкурсантам было присуждено сразу три вторых премии - случай довольно редкий, потому что каждая премия сулила призёрку немалое денежное вознаграждение, и обычно заказчик не был особенно заинтересован в таком большом количестве призёров. Но, так как конкурс был государственным, в этот раз жюри решило не экономить и наградить премией всех, кто её заслуживал!
Проект "Гранит" был выполнен двумя соавтарами: Оскаром Мунцем и Сергеем Беляевым. Первый зодчий прославился, по большей мере, своей послереволюционной деятельностью - Оскар Мунц построил первую в СССР гидроэлектростанцию в Волхове, а также возвёл несколько подстанций на территории Санкт-Петербурга (самая известная сохранилась на Полюстровском проспекте до наших дней). Его соавтор, Сергей Беляев, прославился в меньшей степени: по большей мере, Сергей Васильевич был чиновником и преподавателем, нежели архитектором, а из его проектов до наших дней дошла только работа, выполненная совместно с Лидвалем - особняк Эваля в Красногвардейском переулке.
Ну да вернёмся к самому проекту. Выглядит он гораздо более строго и мрачно, нежели представленные ранее работы. Лично мне этот проект напоминает вокзалы США начала 20 века, выполненные в едва зарождавшемся тогда стиле ар-деко.
Очень интересный проект, не предполагавший при этом полного снова старого корпуса вокзала. Идеальный вариант - красивый, но при этом экономичный!
Победитель конкурса. Проект "Я" архитектора Перетятковича
Ну а победителем конкурса стал архитектор Мариан Перетяткович - безусловно выдающаяся личность, подарившая нашему городу огромное количество прекрасных зданий (чего только стоит целый ансамбль его построек в районе Большой и Малой Морских улиц). Но при этом сам проект, как по мне, выглядит менее интересно, чем конкурсные работы, занявшие вторые места.
Проект Перетятковича выглядит более представительным, так что он больше подходит для роли центрального вокзала России. Но, увы, этот проект, как и никакой другой проект с этого конкурса, не был воплощён в жизнь. Вообще, в то время это было частое явление: проекты могли не понравиться заказчику, либо денег на их реализацию оказалось просто недостаточно. Таким образом, реконструкция Николаевского вокзала была отменена.
Однако на этом история с реконструкцией вокзала не закончилась. Спустя пять лет, в 1912 году, власти снова вернулись к идее перестройки Московского вокзала, а потому был организован ещё один, менее обширный конкурс, в ходе которого был принят один проект, к реализации которого даже успели приступить, но помешала Первая Мировая война.
Об итогах этого конкурса я расскажу чуть короче, потому что в нём я бы хотел выделить лишь две конкурсные работы: архитектора Фёдора Лидваля (он занял второе место) и зодчего Владимира Щуко (он стал главным призёром конкурса).
При создании своего проекта, Фёдор Лидваль явно вдохновлялся работами архитекторов с прошлого конкурса, проведённого в 1906 году. Об этом свидетельствует расположение и форма часовой башни, аналогичная часовым башням с проектам Косякова и Лишневского. А вот общий объём вокзала Лидваль трактовал по своему: здание завершается тремя высокими треугольниками, немного напоминающие по своему виду египетские пирамиды. Неплохой, но довольно аскетичный проект, который сразу говорит нам о том, что создавался он в 1910-е годы - в период господства архитектуры неоклассицизма в Петербурге.
Первое же место занял зодчий Щуко: он ярко начал свою карьеру архитектора, возведя целый ансамбль неоклассических зданий на Каменноостровском проспекте, однако основные достижения Щуко пришлись на советский период истории - Владимир Щуко считается одним из основателей стиля, известного в наше время как сталинский ампир!
Пристрастия Владимира Алексеевича к классицизму отчётливо видны и в его проекте Николаевского вокзала, занявшего первое место на конкурсе 1912 года. Массивное и очень строгое здание с крупными окнами фонарями, крупными и широкими колоннами-пилястрами: здание должно было выглядеть импозантно и величественно!
В итоге именно этот проект и начали реализовывать. Однако, только строители приступили к реконструкции, как на нашу страну обрушилось несчастье - Первая Мировая война. Почти всё строительство в Петербурге заглохло - исключением не стал и Николаевский вокзал. Ну а позднее случилась ещё и революция, так что новая стройка была окончательно заморожена!
Реконструкция вокзала в Советское время
После революции все планы по перестройке вокзала были отменены. Разве что сам вокзал был переименован из Николаевского (разумеется, именем царя не мог называться главный вокзал Ленинграда) в Московский.
Впрочем, некоторые изменения всё-же коснулись внутреннего убранство вокзала: в центральном зале на потолок было нанесено панно не революционную тему.
Кроме того, над выходом к платформам был создан горельеф, изображающий советских инженеров и конструкторов. Особенно интересен на нём молодой человек, держащий в руках макет так и не реализованного проекта Дворца Советов в Москве - ещё одно напоминание о той грандиозной стройке!
А вот реконструкцию, в которой долгое время так нуждался Московский вокзал, провели лишь в 1960-х годах. Зато сделали это очень деликатно: здание вокзала архитектора Тона не тронули, и к нему сзади пристроили новый объём вокзала. Причём сделали это так, что и в наши дни не каждый пассажир может обратить внимание на то, что из старинного здания архитектора Тона к платформам он идёт по новому, построенному в советское время залу.
И в наши дни сложно сказать: хорошо ли, что здание Николаевского вокзала не перестроили до революции. С одной стороны, прекрасно, что творение архитектора Константина Тона сохранилось до наших дней, но с другой - грустно, что некоторые очень интересные проекты так и не были воплощены в жизнь.
В любом случае радует, что в 1960-х годах советские зодчие приняли решение не перестраивать здание вокзала полностью: в те времена вряд ли они могли создать шедевр в историческом центре Петербурга.
Современная история вокзала - очередные попытки реконструкции
Казалось бы, всё - Московский вокзал был реконструирован в советское время и с тех пор исправно функционирует, вполне справляясь с высоким пассажиропотоком. Но нет, в конце 1990-х появляется новый проект, но на этот раз не реконструкции или перестройки, а строительства нового, второго здания вокзала - позади первого.
Эта идея объяснялась просто: в скором времени планировалось введение новых скоростных поездов, которым якобы был необходим отдельный терминал (как показало время, в новом терминале вокзал не нуждался - в наши дни скоростные поезда исправно ходят со старого вокзала).
К сожалению, современный проект, в отличии от дореволюционных идей, успели начать воплощать в жизнь: вдоль Лиговского проспекта был снесён целый квартал жилых домов, а на их месте вырыт огромный котлован. И на этом строительство вокзала было заморожено, а позднее и вовсе отменено. В итоге в самом центре города образовалась огромная бесхозная яма, которую в дальнейшем застроили - так появился главный торговый центр Санкт-Петербурга - "Галерея".
И на этой грустной ноте я предлагаю заканчивать данную статью. Подвести здесь какие-то определённые итоги достаточно трудно, потому что даже сам вопрос о том - стоило ли сносить историческое здание Николаевского вокзала архитектора Тона и строить на его месте что-то новое, невозможно решить. В общем, сколько людей, столько и мнений.
Да и сам я не до конца уверен, что желал бы зданию Тона сноса. Обычно я относился к нему скептически, но, погуляв и сделав несколько фотографий для этой статьи, я поменял своё мнение - нынешнее здание Московского вокзала прекрасно вписывается в архитектурный ансамбль площади Восстания и служит украшением для нашего города!
Впрочем, я бы не отказался и от появления в нашем городе вокзала по проекту Косякова или Лишневского. А как считаете Вы? Пишите своё мнение в комментариях!