Найти в Дзене
Индустриальный турист

Как мог выглядеть Московский вокзал в Петербурге, если бы его перестроили до революции?

Оглавление

Думаю, что любому жителю России, хоть раз бывавшему в Санкт-Петербурге, хорошо известно здание Московского вокзала: большая часть гостей Северной столицы прибывает в неё именно на Московский вокзал, а потому он становится первым, что они видят в Петербурге!

Но немногие знают, что в начале 20 века существовала идея полной перестройки Московского вокзала, и если бы не Первая Мировая война и не последовавшая за ней Революция 1917 года, то в наши дни мы могли бы видеть не знаменитое здание вокзала, построенное по проекту архитектора Тона, а совсем другое, гораздо более необычное и живописное здание, украшающее Площадь Восстания!

Но с какой целью в дореволюционной России хотели перестроить этот вокзал? Как проходил архитектурный конкурс на его перестройку и кто стал его победителем? Сегодня я постараюсь ответить на эти вопросы, а также рассказать вам о самых лучших конкурсных проектах нового Московского вокзала!

Зачем хотели перестроить вокзал?

Московский вокзал был построен в 1851 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона - на момент строительства вокзала он считался едва ли не главным зодчим столицы Российской империи (собственно, именно поэтому ему и поручили строительство двух вокзалов, связывающих два главных города нашей страны - Петербург и Москву).

Константина Тона, а точнее его постройки, сильно критиковали архитекторы конца 19 - начала 20 века. Считалось, что его постройки слишком просты, строги и неинтересны. В том числе критике подвергалось и здание Николаевского вокзала в Петербурге (до революции вокзал именовался в честь императора Николая I, и только после революции он стал называться "Московским").

-2

Впрочем, были и другие причины реконструировать и перестроить вокзал: Петербург активно разрастался, население города росло, а потому тогдашняя столица России остро нуждалась в крупном и передовом железнодорожном вокзале. Постройка Тона, увы, не соответствовала требованиям того времени.

-3

При этом я хотел бы отметить, что в те времена идеи развития Петербурга были довольно прогрессивными, так что желание перестроить вокзал под современные нужды города выглядели совершенно нормально. В качестве примера довольно "футуристичных" идей того времени предлагаю вам следующую цитату, на которую я наткнулся при изучении журналов "Зодчий":

В Петербурге нет центрального вокзала, а существующие отдельные вокзалы ютятся на окраинах. Теперь предлагается одну из подходящих к столице дорог довести до центра. Пример других столиц подсказывает устройство метрополитена
<...>
Петербург требует проведения дорог большой скорости по всему городу, нуждается в центральном вокзале и в соединении отдельных вокзалов метрополитеном
Архитектор Иероним Китнер, из журнала "Зодчий" за 1907 год

Да, уже в 1907 году в Петербурге размышляли о необходимости устройства в городе метрополитена по примеру других городов Европы (Лондона, Парижа и т.д.). К сожалению, в итоге эти прогрессивные идеи были реализованы лишь в 1950-х годах.

-4

Но, так или иначе, в 1907 году был открыт архитектурный конкурс на строительство нового здания Николаевского железнодорожного вокзала в Петербурге. В нём приняли участие многие выдающиеся зодчие Северной столицы того времени. Давайте подробно рассмотрим лучшие проекты того конкурса!

Проект "Скалы и сосны" архитектора Лишневского

Пожалуй, самым неординарным и необычным проектом среди всех предложенных вариантов стал проект Александра Лишневского, выполненный в характерной для этого зодчего стилистике: высокая башня в готических мотивах и чисто финская стилистика основного здания. Проект выглядит очень красиво и очень прогрессивно: помимо его внешнего неклассического облика (отделка натуральным камнем, крупные световые окна-фонари, служащие для освещения вестибюлей вокзала и т.д.), Лишневский не побоялся рискнуть и нарушил едва ли не главное правило конкурса - он предложил снести здание и построить полностью новое, отвечающее требованием нашего времени.

Как утверждал сам архитектор:

Надо стараться развить удобства, а тут пассажир, взяв билет и сдав багаж, должен, чтобы попасть в столовую, возвратиться обратно, а затем, выпив, опять идти через третий класс и искать входа в туннель
Александр Лишневский

-5

Увы, проект был удостоен лишь второго места, и не смог взять первый приз. В качестве главной причины такой несправедливости я бы отметил неприязнь многих архитекторов и критиков того времени к северному модерну: чего стоит одно лишь обзывательство "чухонский модерн", бытовавшее в то время в Петербурге. Но, как показало время, эти критики явно ошибались - северный модерн оказался едва ли не самым интересным подвидом модерна во всей России!

Проект "Вулкан" архитекторов Косякова, Ламагина и Подбереского

А вот проект Василия Косякова и двух его помощников - Александра Ламагина и Никаса Подбереского (эти архитекторы регулярно выступали в роли ассистентов Косякова), выглядит гораздо более подходящим для главного вокзала столицы России: выполненный в стиле ампир, он всем своим видом демонстрирует мощь и величие Российской империи. Особенно этот эффект усиливает расположенное над главным входом огромное изображение двуглавого орла - символа нашего государства!

-6

Стоит отметить, что на момент создания проекта Василий Косяков был едва ли не самым именитым зодчим, принявшим участие в конкурсе (чего стоит только тот факт, что к 1907 году Косяков уже несколько лет занимал должность директора одного из лучших архитектурных ВУЗов страны - Института Гражданских Инженеров). Ну а Вам этот архитектор может быть известен своими невероятно красивыми храмами, построенными в Петербурге в конце 19 - начале 20 века: это и прекрасная церковь на Гутуевском острове, и не менее красивая усыпальница Новодевичьего монастыря. Ну а главной работой зодчего является Никольский Морской собор в Кронштадте - один из лучших храмов России!

В общем, проект Косякова получился очень удачным, но жюри не признала эту работу лучшей, отдав ей вторую премию (как и проекту Александра Лишневского).

Проект "Гранит" архитекторов Мунца и Беляева

Удивительно, но на конкурсе на строительство Московского вокзала конкурсантам было присуждено сразу три вторых премии - случай довольно редкий, потому что каждая премия сулила призёрку немалое денежное вознаграждение, и обычно заказчик не был особенно заинтересован в таком большом количестве призёров. Но, так как конкурс был государственным, в этот раз жюри решило не экономить и наградить премией всех, кто её заслуживал!

Проект "Гранит" был выполнен двумя соавтарами: Оскаром Мунцем и Сергеем Беляевым. Первый зодчий прославился, по большей мере, своей послереволюционной деятельностью - Оскар Мунц построил первую в СССР гидроэлектростанцию в Волхове, а также возвёл несколько подстанций на территории Санкт-Петербурга (самая известная сохранилась на Полюстровском проспекте до наших дней). Его соавтор, Сергей Беляев, прославился в меньшей степени: по большей мере, Сергей Васильевич был чиновником и преподавателем, нежели архитектором, а из его проектов до наших дней дошла только работа, выполненная совместно с Лидвалем - особняк Эваля в Красногвардейском переулке.

Ну да вернёмся к самому проекту. Выглядит он гораздо более строго и мрачно, нежели представленные ранее работы. Лично мне этот проект напоминает вокзалы США начала 20 века, выполненные в едва зарождавшемся тогда стиле ар-деко.

-7

Очень интересный проект, не предполагавший при этом полного снова старого корпуса вокзала. Идеальный вариант - красивый, но при этом экономичный!

Победитель конкурса. Проект "Я" архитектора Перетятковича

Ну а победителем конкурса стал архитектор Мариан Перетяткович - безусловно выдающаяся личность, подарившая нашему городу огромное количество прекрасных зданий (чего только стоит целый ансамбль его построек в районе Большой и Малой Морских улиц). Но при этом сам проект, как по мне, выглядит менее интересно, чем конкурсные работы, занявшие вторые места.

-8

Проект Перетятковича выглядит более представительным, так что он больше подходит для роли центрального вокзала России. Но, увы, этот проект, как и никакой другой проект с этого конкурса, не был воплощён в жизнь. Вообще, в то время это было частое явление: проекты могли не понравиться заказчику, либо денег на их реализацию оказалось просто недостаточно. Таким образом, реконструкция Николаевского вокзала была отменена.

Однако на этом история с реконструкцией вокзала не закончилась. Спустя пять лет, в 1912 году, власти снова вернулись к идее перестройки Московского вокзала, а потому был организован ещё один, менее обширный конкурс, в ходе которого был принят один проект, к реализации которого даже успели приступить, но помешала Первая Мировая война.

Об итогах этого конкурса я расскажу чуть короче, потому что в нём я бы хотел выделить лишь две конкурсные работы: архитектора Фёдора Лидваля (он занял второе место) и зодчего Владимира Щуко (он стал главным призёром конкурса).

При создании своего проекта, Фёдор Лидваль явно вдохновлялся работами архитекторов с прошлого конкурса, проведённого в 1906 году. Об этом свидетельствует расположение и форма часовой башни, аналогичная часовым башням с проектам Косякова и Лишневского. А вот общий объём вокзала Лидваль трактовал по своему: здание завершается тремя высокими треугольниками, немного напоминающие по своему виду египетские пирамиды. Неплохой, но довольно аскетичный проект, который сразу говорит нам о том, что создавался он в 1910-е годы - в период господства архитектуры неоклассицизма в Петербурге.

-9

Первое же место занял зодчий Щуко: он ярко начал свою карьеру архитектора, возведя целый ансамбль неоклассических зданий на Каменноостровском проспекте, однако основные достижения Щуко пришлись на советский период истории - Владимир Щуко считается одним из основателей стиля, известного в наше время как сталинский ампир!

Пристрастия Владимира Алексеевича к классицизму отчётливо видны и в его проекте Николаевского вокзала, занявшего первое место на конкурсе 1912 года. Массивное и очень строгое здание с крупными окнами фонарями, крупными и широкими колоннами-пилястрами: здание должно было выглядеть импозантно и величественно!

-10

В итоге именно этот проект и начали реализовывать. Однако, только строители приступили к реконструкции, как на нашу страну обрушилось несчастье - Первая Мировая война. Почти всё строительство в Петербурге заглохло - исключением не стал и Николаевский вокзал. Ну а позднее случилась ещё и революция, так что новая стройка была окончательно заморожена!

Реконструкция вокзала в Советское время

После революции все планы по перестройке вокзала были отменены. Разве что сам вокзал был переименован из Николаевского (разумеется, именем царя не мог называться главный вокзал Ленинграда) в Московский.

Впрочем, некоторые изменения всё-же коснулись внутреннего убранство вокзала: в центральном зале на потолок было нанесено панно не революционную тему.

-11

Кроме того, над выходом к платформам был создан горельеф, изображающий советских инженеров и конструкторов. Особенно интересен на нём молодой человек, держащий в руках макет так и не реализованного проекта Дворца Советов в Москве - ещё одно напоминание о той грандиозной стройке!

-12

А вот реконструкцию, в которой долгое время так нуждался Московский вокзал, провели лишь в 1960-х годах. Зато сделали это очень деликатно: здание вокзала архитектора Тона не тронули, и к нему сзади пристроили новый объём вокзала. Причём сделали это так, что и в наши дни не каждый пассажир может обратить внимание на то, что из старинного здания архитектора Тона к платформам он идёт по новому, построенному в советское время залу.

-13

И в наши дни сложно сказать: хорошо ли, что здание Николаевского вокзала не перестроили до революции. С одной стороны, прекрасно, что творение архитектора Константина Тона сохранилось до наших дней, но с другой - грустно, что некоторые очень интересные проекты так и не были воплощены в жизнь.

В любом случае радует, что в 1960-х годах советские зодчие приняли решение не перестраивать здание вокзала полностью: в те времена вряд ли они могли создать шедевр в историческом центре Петербурга.

Современная история вокзала - очередные попытки реконструкции

Казалось бы, всё - Московский вокзал был реконструирован в советское время и с тех пор исправно функционирует, вполне справляясь с высоким пассажиропотоком. Но нет, в конце 1990-х появляется новый проект, но на этот раз не реконструкции или перестройки, а строительства нового, второго здания вокзала - позади первого.

Эта идея объяснялась просто: в скором времени планировалось введение новых скоростных поездов, которым якобы был необходим отдельный терминал (как показало время, в новом терминале вокзал не нуждался - в наши дни скоростные поезда исправно ходят со старого вокзала).

К сожалению, современный проект, в отличии от дореволюционных идей, успели начать воплощать в жизнь: вдоль Лиговского проспекта был снесён целый квартал жилых домов, а на их месте вырыт огромный котлован. И на этом строительство вокзала было заморожено, а позднее и вовсе отменено. В итоге в самом центре города образовалась огромная бесхозная яма, которую в дальнейшем застроили - так появился главный торговый центр Санкт-Петербурга - "Галерея".

На этом месте могло располагаться второе здание Московского вокзала
На этом месте могло располагаться второе здание Московского вокзала

И на этой грустной ноте я предлагаю заканчивать данную статью. Подвести здесь какие-то определённые итоги достаточно трудно, потому что даже сам вопрос о том - стоило ли сносить историческое здание Николаевского вокзала архитектора Тона и строить на его месте что-то новое, невозможно решить. В общем, сколько людей, столько и мнений.

Да и сам я не до конца уверен, что желал бы зданию Тона сноса. Обычно я относился к нему скептически, но, погуляв и сделав несколько фотографий для этой статьи, я поменял своё мнение - нынешнее здание Московского вокзала прекрасно вписывается в архитектурный ансамбль площади Восстания и служит украшением для нашего города!

Впрочем, я бы не отказался и от появления в нашем городе вокзала по проекту Косякова или Лишневского. А как считаете Вы? Пишите своё мнение в комментариях!