Это вторая часть публикации писем Алексея Дикого. Первое письмо режиссера и краткая биографическая справка доступны по ссылке.
Согласно учетной карточке заключенного А. Дикого, после приговора режиссер был отправлен на пересыльный пункт, а летом 1939 года прибыл в совхоз Селянка, который являлся частью Усольского исправительно-трудового лагеря.
Усольский ИТЛ: историческая справка.
Усольский ИТЛ был организован 5 февраля 1938 года и действовал по меньшей мере до 1960 года. Управление лагеря располагалось в городе Соликамске Свердловской области. Основной производственной задачей Усольского лагеря было проведение лесозаготовок. Максимальная численность заключенных была зафиксирована в 1942 году и составила 37 111 человек. В годы войны здесь наблюдалась очень высокая смертность и заболеваемость, обусловленная тяжелейшими условиями содержания. Так, в 1942 году в Усольском лагере умирало в среднем по 800 человек в месяц, а в 1944 году здесь умерло 4 017 заключенных.
Труд заключенных лагеря использовался для строительства домостроительного цеха, узкоколейных железных дорог и автомобильных дорог, проведения лесозаготовок, заготовки лыжных болванок и изготовления лыж, деревообработки, выпуска шпал, капитального строительства, изготовления тары, спецклепки и товаров широкого потребления.
Кроме того, узники Усольского ИТЛ работали на мебельном, швейном и обувном производствах, занимались сельскохозяйственными работами, производством кирпича, обслуживанием судоремонтных мастерских в Соликамском затоне, механических мастерских, узкоколейных железных дорог, автобазы, осуществляли дровозаготовки, сплавные и погрузочно-разгрузочные работы.
Через несколько дней после прибытия в лагерь, 12 июля 1939 года, Алексей Дикий отправляет письмо сестре Шуре, в котором описывает свой лагерный опыт, во многом отличный от опыта большинства заключенных лагеря. Дикий на момент ареста был уже известным артистом, и это облегчало его положение. В лагере, Алексей Дикий был отправлен на сравнительно легкую работу в совхоз, впоследствии он станет артистом в лагерной культбригаде. Приводим письмо полностью:
«Дорогая Шуренок!
Это мое письмо пишу в сравнительно спокойном состоянии и комфортабельно. Сегодня у меня выходной день и я имею, наконец, возможность побеседовать с тобой. Итак: последние 2 месяца я кроме телеграм ничего не получал — ни одного письма. Знаю, что они были, но еще не дошли. Их даже видели здесь, но они ушли на проверку. Ничего не знаю ни о близких, ни о деле. Это время я провел так как давно уже мечталось: на чистом, свежем воздухе в лесу, или в поле. Физический труд мне просто необходим — в умеренных, конечно, дозах.
Что я и стараюсь выполнять помятуя твое завещание — беречь здоровье. Я очень похудел, загорел, как никогда в жизни. Дьявольский ненасытный аппетит сменил былое равнодушие к пище. Талон ударника я вырабатываю почти регулярно, но мне и этого мало. Вообще кормят хорошо: никаких изысков, но питательно и удивительно невкусно. Аппетит необходим, как лучшая и необходимая приправа. Работу мою здесь в Селянке я как будто кончил. Переводят на работу по специальности, но еще не решили куда, буду здесь где нибудь поблизости, но адрес изменится, так что ты по получении этого письма не пиши мне и не посылай ничего до получения точного и, я уверен, постоянного адреса.
Жди телеграммы или письма. Передай это, прошу, так-же и Над.Петровне. Я уехал бы уже дня 203 тому назад, но меня обворовали здесь. Украли зимние, очень хорошие сапоги и еще кое-какие мелочи в рассчете на мой срочный от`езд и именно в связи с этим я и задержался. Кануло все! Нет! Но это не единств. причина моей задержки.
Назначив меня в одно очень ответственное и крупное по союзу место начальство вступило в переговоры друг с другом относительно наиболее рационального использования меня по специальности. Вот я жду их решения и результата и окончательного адреса. Жди и ты! Как только приеду туда напишу незамедлительно. Жду с нетерпением твоих писем. Интересуюсь каждой мелочью Вашей Гиреевской и, вообще, жизни. Будь здорова.
Готовь мне [нерзбв]
Передай эту-же просьбу мою Мани, и будь уверена в моем здоровье и конечном благополучном исходе всего. Целую Алек..
Матери и всем нашим привет - Алексей.
Продолжение следует.