Найти тему
Мистер Гро... говорит

О райдерах, или «вы не волнуйтесь, мы читали»… :)

По роду деятельности, что от коллег-музыкантов, что на всяких тематических ресурсах нередко встречаются разные занятные истории, крутящиеся вокруг одного дюже важного в организации любого концерта документа. Райдером зовущегося. И года так с три назад с нами тоже происходила интересная штука, ставшая локальным мемом, вспоминаемым по поводу и без. Пожалуй, без имен можно и поделиться :)

Довелось выступать гостями на одном вполне себе серьезном и душевном мероприятии, где между конкурсами нужно было выйти, исполнить некоторое количество наших композиций (штуки три, вроде), да уйти гордою походкой за кулисы, в сопровождении оваций и летящего на сцену белья нижнего, обязательно женского. Забегая вперед, скажу, что за пару сотен концертов Мистер Гро… нас к счастью тряпками ношеными не закидывали, и этого пункта в райдере – нет. Но не суть.

Мое лицо, когда спрашивают “а что такое райдер”. Фото автора
Мое лицо, когда спрашивают “а что такое райдер”. Фото автора

Сам докУмент, серьезный, в меру подробный и понятный любому мало мальски знающему какой стороной в микрофон шнур воткнуть, имеется. И выдается даже не по первому требованию, а в комплекте со всей информацией ещё на стадии переговоров о мероприятии. Обычная практика. Ну и выполнение его у любой группы, если она не опупела до стадии требовать в трехэтажную гримерку две ванны шампанского с голыми карлицами, как бы аксиома для нормального проведения выступления. Карлиц и ванн у нас – тоже нет. Говорят, у мосье Лаптева присутствует (тоже локальный мем, но уже широко известный в узких кругах), но не о нем речь. В общем, дата забита, по рукам ударено, доведение технической информации до звукорежиссера мероприятия подтверждено по телефону оным. Но тут как с самолетом – взлететь и долететь на самое сложное. Там весь цимес, по словам пилотов, больше в посадке. А у музыканта – что он увидит по итогу, придя на чек. Сами понимаете, обычное рядовое «пришли, увидели, сыграли, все ок» такого бы вступления не заслуживало :)

День выступления. В предновогодней кутерьме их штук восемь за две недели, от эфиров на ТВ до фествивалей и совместки с крупным артистом (ну, мы, Мистер Гро… - ещё подрастаем :)), где то середина пути. И середина хорошей зимней простуды в разной стадии у всех музыкантов. Хряпнули терафлю на дорожку, собрались по адресам на такси, и очухавшись от трудов и микробия, прибываем.

Зал в меру серьезный, по идее даже ничего и не предвещало, что до сих пор весьма скромный и функциональный документ, и тем более в акустическом формате, будет чем то сложным. Собственно, я знаю профессию с обеих сторон, и как организатор, и как музыкант, поэтому не выделываться лишнего в хотелках на сцене, а писать что реально нужно – к этому сама жизнь ненавязчиво подвела. Так что разместившись всем табором в большой «артистской», где наш уголок выделен, выходим аккурат по расписанию на чек. Тут то и пошла мякотка :) Даже с писечкой, которой жизнь любит махать порой артистам, давай повод для забавных (со временем), историй.

Даже для акустического выступления требуется подключить немало инструментов. Фото автора
Даже для акустического выступления требуется подключить немало инструментов. Фото автора

Собственно, чего нужно для акустического выступления Мистер Гро…? Два входа под гитары, два микрофона на стойках на вокал, и два шнура с микрофонами для кахона. Ныне порой канал под бас. Но это сейчас мы чуть прошаристей, и в принципе все, кроме разве что колонок, по необходимости с собой. Да и они могут быть тоже. А там – артисты на сцене, инструменты расчехлены, наблюдаем поляну. Которая вроде как осталась неперекоммутированной после чего то предыдущего. Ну там где вышел спикер, поговорил в зал, ведущий чета во второй микрофон… собственно, что на сцене и было. Ну и там отличный такой пульт, типа беренджер четыре нафиг канала, квадро звук фигачит, аймакс кинотеатр от зависти как бы изжогу не схватил! Там аккурат можно в один канал раз раз поговорить, во второй два два, выкрути обе крутилки, вот тебе и стерео. Можно одним за другим повторять, будет эхо. Потому что кроме пары рабочих каналов и двух ещё под джеки там три крутилки поверхностно частоты порегулировать, и все.

Ну, как говорится, не готово и фиг с ним, подождем, раз приехали. Уточняем, когда начинать священнодействовать, выстраивая магию ровного чистого звука. Да на чем. Да вот, деловито глаголит звукорежиссер, прямо сейчас можете начинать. Стулья за кулисами (играем сидя), микрофоны на сцене, приступаем…

Вежливо интересуюсь:

– А вы райдер смотрели?

- Да да, ребята, не волнуйтесь, все видел!

- А на чем работать будем?

- Дак вот же, стулья там, вот микрофона два.

Ещё раз вежливо повторяю вопрос про райдер. В ответ просто с удвоенным оптимизмом

– Не волнуйтесь, РАЙДЕР ПОЛУЧИЛ, ВСЕ В ПОРЯДКЕ!

- А где там написанное?

Недоуменно разводя руками:

– Дак вот, что есть!

Собственно, когда я слышу слово не волнуйтесь, усе пучком, у меня года три уже в голове формируется образ сего недоуменного оптимиста, со стульями за кулисами и двумя микрофонами на сцене!

Даже на акустической репетиции есть свой райдер. Фото автора
Даже на акустической репетиции есть свой райдер. Фото автора

Идем уточнить у организаторов, на каком этапе процесса что могло пойти не так. Вот, говорим с гитаристом Артемом (он у нас главный по музыкально и техническим делам в основном), чего то аппарат не готов к работе, не выставлен по райдеру. В ответ звучит очень много проясняющий вопрос – А ЧТО ТАКОЕ РАЙДЕР? И Артемово «поняяяятно», очень напомнившее назабвенный момент из первого фильма ДМБ, где «это вам не это»! Удаляемся в «артистисткую».

Тут важный такой ещё момент – мани на кармане, предоставить все для вменяемой работы дело и забота и обязанность организатора. Однако, привычка делать все, для того чтобы выступление всегда состоялось, у участников группы выработана с младых лет. Да и сами орги ребята нормальные, просто один чудак на букву "м" райдер смотрел, можно всем не волноваться. Так что вместо вопроса, по домам всех сейчас развозить, или куда ещё, спрашиваю одно – как вытянем? Выйдем и сделаем, хуле – примерно так звучит в ответ. В самом начале, если не забыли, я упоминал про предновогодний марафон и общее состояние здоровья, ведущего борьбу с сибирскими морозами и непривычкой отдыхать, пока ноги ещё ходят? Легкий туман, в целом гуляющий в голове, начинает к концу техрайдерных вопросов обретать консистенцию знаменитого красноярского Черного неба. Ползем на сцену…

Лирическое отступление – впоследствии я уточнял, орги мероприятия, не особо понимая в технических деталях, передали док с райдером звукорежиссеру, уточним после – все ок? Им тоже было предложено не волноваться. Ну, чтоб про чудака на букву "м" непоняток не было. В общем, прибрав пульт управления к рукам, из говна и палок, а так же двух каналов, заделываем некоторым образом звук, где один микрофон берет вокал и немного ритм гитару, второй идет на соло, а кахон долбит Костя аки кувалдой. Благо акустика помещения в целом подразумевает, что там не бывший склад, а изначально запроектированное место для работы со звуком.

Когда все по райдеру, то вообще все по кайфу :) Фото автора
Когда все по райдеру, то вообще все по кайфу :) Фото автора

На самом мероприятии, примостившись с уголочка возле входа, культурно просвящаемся, просматривая действо, я сушняки от терафлю запиваю большим количеством воды. По привычке вредности и ехидства, не особо сдерживаемых в виду накатившего, после каждого глотка занюхивая выпитое хайрами и морща лицо. Коллеги раза с третьего начинают поддерживать. Ответственные лица, судя по этим лицам, начинают думать, что сейчас начнут творить «бухие» артисты, после нескольких пластика «огненной»… :) Петь, блин, в «вы не волнуйтесь, да да, читал»! :)

Само выступление выгребли. Со стороны, как оно и должно, греблю эту ни намеком не показав. Зал был теплый, душевный, лиц на двестипетдесять, принявший нас и наши песни как родных, где нужно хором похлопав с нами ритм (очень выручало в моменты соло, кое как снимаемых не предназначенным для этого аппарат), где просто стирая эмоции прошедших часов аплодисментами. Хороший концерт он ведь как обряд очищения от всего наносного, кульминация твоей работы на сегодня, перед которым все остальное в финале все кажется каким то не столь важным и приземленным. Потому и над историей этой ржем, когда к случаю приходится, а не давимся желчью на тему «как нелегко дартаньянам с гитарами в мире, где так много одних раз два расов» :) Всем мира, и рок-н-ролла! :)