Когда дело – труба!
Однажды Эрика Вулфсона, компаньона и соавтора Алана Пасронса, каким-то ветром занесло на химический завод. Увиденная там безлюдная картина поразила композитора: посреди хитросплетений трубопровода стоял указатель «Аммиачное авеню». Так родилась идея седьмого альбома «Проджекта» (дата выхода 7 – II – 1984) – дело в трубе. Жители нашей стране прекрасно сейчас понимают, в какой и где. Она – труба.
В самом начале рецензии я приведу чуть-чуть статистики, фактов и чувств, за что мы любим «Авеню». Альбом «Проекта» ознаменовал собой окончательный стилевой поворот в сторону поп-рока. Его формула была найдена в нескольких композициях на предыдущем диске «Глаз в небе», а вот здесь она окончательно победила. Нельзя отрицать, что интеллигентность музыки, умные тексты, мастерские аранжировки и запись остались те же, что были и раньше. Но пришли 80-ые со своими модой, антуражем, арсеналом инструментов. Изменился весь мир и музыка дуэта Вулфсон/Парсонс тоже. Две вещи стали хитами и видеоклипами (Don't Answer Me и Prime Time), да и весь альбом хорошо вошёл в образовавшийся музыкальный тренд. На данном диске можно посмотреть эти два видеоклипа и ниже я привожу ссылки на них. До сих пор эта пластинка считается одним из самых продаваемых альбомов «Проекта». На синем диске красуются lossless звуковые дорожки LPCM 96/24 5.1, DTS-HD Master Audio 96/24 5.1, LPCM 96/24 2.0.
Исполнитель: The Alan Parsons Project - Ammonia Avenue (1984 иностранный рок)
В 2019 году, как я думаю, после переиздания «Глаза в небе» (“Eye In The Sky”, 1982) в многоканальном виде, у Алана Парсонса была дилемма: в какую многоканальную сторону «пойти»? То ли к началу к 1976, к истокам своего «Проекта», или к его финальным альбомам, к 1987. Он, к моему сожалению, выбрал второй вариант. Не потому, что я не люблю их, а потому, что период с 1976 по 1980 гг был намного интересней.
Однако, мне подумалось: а почему бы и нет? Начиная с «Авеню», в саунд «Проекта» внедрилась вкусная электроника. Для её создания мастер Парсонс даже купил дорогущий (если не ошибаюсь, за баснословные 35 000 фунтов) по тем (и нынешним тоже) временам инструмент – музыкальный «компьютер / сэмплер» Fairlight CMI. Это жутко громоздкое и навороченное (опять же, по тем временам) устройство в руках такого инженера, как Парсонс, могло бы украсить любой мультиканальный ремикс уникальными, восьмидесятническими, эффектами. Впрочем, будем честными, так оно почти и получилось. То там, то тут, а чаще в тылах мы слышим «футуризм»: все эти мистические «булькания», урчания, НЧ-пульсацию, басы и ритмы того индустриального общества, против которого настроен данный альбом. Можно лишь посетовать, что в угоду лёгкости звучания и нацеленности на радио-раскрутку, все эти звуки получились облегчёнными, без достаточной глубины, рельефности и прорисовки басовых линий.
The Alan Parsons Project - Prime Time
И то не беда, если бы… не фактор времени. Уже после “Eye In The Sky” (ремикс 2017 года) я заподозрил неладное. Сдаётся мне, подустал маэстро на склоне лет, подрастерял запал, интерес к своему хобби, оно же, и к работе. Рутина сменила былую фантазию, которая вывела в топ пятиканальных миксов ещё в недалёком 2016 году дебютную пластинку «Проекта». И вот, в 2020 году я, с сожалением, констатирую: ожидалось лучшего! Хотя и говорят, не возлагайте завышенных надежд и не будет вам повода для разочарования. Ладно, не буду голословен, опишу тут то, что слышу я. А каждый пусть сам решит, на какую оценку тянет эта работа.
The Alan Parsons Project - Don't Answer Me
Разложу всё, как обычно, по критериям нашей научной методики для оценки ремикса.
1) Баланс. Он есть везде, но с маленькой оговоркой. Барабаны и вокалист сведены так, что передняя панорама благодаря им звучит громче. Поэтому ощущается лёгкий дисбаланс, естественно, во фронтальную сторону. Порой в импровизационных моментах, где возникают инструменты в тылах, их суммарная громкость, добавленные басы создают тот напор и насыщенность звукового облака, о котором можно сказать: да, я сижу в его центре.
2) Статика. Как я только что обозначил: фронт «перетягивает канат» баланса на себя сильными вокалом и бочкой. Там все акцентированные ударные, соло-гитары, саксофон и лидер-вокал. Он, кстати, по парсоновскому обыкновению, отсутствует в центральной колонке. В ней, честно говоря, ничего нет: этот канал всегда игнорировался Парсонсом. Базисом для тылов служит эхо от фронтальной массы и выделенные на его фоне эффекты, ритмические секвенции, созданные с помощью синтезатора Fairlight, гитарные переборы струн, вокальные «у-у-у-у…» и подпевки. Показательна в этом смысле хитовая «открывашка» Prime Time. Как только отыграло её вступление, фронт оккупировали вокалист, бочка и соло-гитарист. Все остальные вмиг отлетели назад и за счёт баса выровняли баланс. Я бы назвал такое решение «схема 1». Она повторится и во втором треке, и пятом, и в восьмом. Загрузка задних каналов в них слегка ослабнет, а к фронту добавится ещё и саксофон Мела Коллинза. Я не против этой схемы. Мне не очень нравится неподвижность солирующих внутри её инструментов. Гитариста, саксофониста можно было запустить в «плавание», да и вокалиста тоже.
Особого внимания заслуживает третья вещь One Good Reason. Она и в стерео звучала феноменально, благодаря мудрёной ритм-секции: перескоком ударов драм-машины из правого фронта в левый. Этот эффект поразил меня ещё в 1984 году, когда я впервые её услышал. А когда я увлёкся многоканалом, мне было интересно, как Парсонс раскидает эту ритмическую чехарду по углам. И вот, я дождался… В принципе, сильные перескакивающие слева направо удары так и остались спереди. В тылы попали лёгкие синтез-отзвуки, следующие вслед за главными ударами (они как-то «терялись» в стерео-сведении). Однако и в данной локализации они как-то слабы и не совсем помогают усилить значимость тылов. «Пинг-понг» скачет, конечно, но не так радикально, как хотелось. Я бы рискнул запустить сильные удары по диагоналям, ну или как-то «подвигал» их вокруг центральной оси, где сидит слушатель. По этой причине я поставил номеру 9 баллов.
Ещё один нетривиальный «ритмический» трюк воплощён в Don’t Answer Me. Пока бочка с вокалистом ударно трудятся на фронтах, переднюю панораму перманентно справа налево «облетает» барабанный «проход». Начинается и заканчивается он в тылах. Увы, вот эти «начало – конец» лишь слегка обозначены. А ведь задняя панорама просто просит подмоги! Там только туманный бас, клавишник и тарелка «тыщщщ!». Потому тоже 9.
Ну что же, остаются слезливая баллада Since The Last Goodbye и эпическая «Аммиачная авеню». Их схожесть заключается в наличии струнного и духового оркестра. В балладе его локализация простая – он сзади. Пока что я могу оценить такой ход 8-ю баллами. А вот в титульном эпике оркестр появлялся вокруг и в панорамах несколько раз, усиливая, особенно в коде тылы и, тем самым, выравнивая сбалансированность полей. Припевы, перкуссии тоже вносят разнообразие в дискретности. Поэтому, с некоторой натяжкой, я поставлю финалу 10 баллов.
3) Динамические эффекты. Вот чего тут совсем мало, так это их. Поймите правильно. После того, как композиция «развернулась» и музыканты заняли свои места, в их расстановке мало что меняется, разве что на короткие передислокации во время смены с куплета на припев и обратно. Такие связки из «шаблонных» «микс куплета + микс припева + микс куплета + мостик + микс припева опять» скучноваты и требуют радикального оживления любой движухой, какая только возможна в данной ситуации. Есть гитара? – Запускай! Есть сакс – ату его! Есть синтезатор – вдогонку за НЛО!
Ладно, конкретика по динамике. Однажды вокал сделал перелёт из фронта в тыл (трек 4), уже упомянутый барабанный переход в треке 7, и ещё несколько мимолётных моментов.
Резюмируя: перед нами не лишком навороченная, ровная, может слишком, работа без эффекта «вау!». Раза два вы покрутите головой вслед за разлётами перкуссий и сожмётесь от наседающего оркестра. В целом, прогулка по аллее пройдёт без сюрпризов: 8 баллов. Пока. Великое видно издалека, попозже ещё раз по ней пройдёмся.
The Alan Parsons Project - Ammonia Avenue
И последнее: о чём альбом? Ответ дан в титульном эпике, а его экстраполяция сейчас в нашей нынешней жизни.
Полную версию обзора ищите на моём тематическом сайте.
Σ = 8
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
· Deep Purple "Machine Head": Quadra-фоническая голова
· The Electric Light Orchestra - ELO - Ответ есть- квадрафонический!
· 2033: Styx "The Mission" в 5.1: на Марс и обратно!
· Eagles "Hotel California": реалити-шоу в 5.1.
· Mando Diao “Aelita” – ода советскому синтезатору в 5.1
· Inside The Music "New Wave" DVD-Audio
· Toy Matinee "Toy Matinee" DVD-Audio, DTS-CD
· David Gilmour "On An Island" DVD
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке и обязательно посетите мой тематический сайт Audiodisc.info, посвящённый этой теме, а также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес!