Найти тему
Profit Time

Эмоциональный менеджмент: как не взорваться на работе?

Оглавление

Работа и эмоции несовместимы. Об этом знает каждый человек, начинающий трудовую деятельность. Но есть и другие подобные установки, которыми нас награждает наша карьерная гонка: “Не время нервничать”, “Эмоции — удел некомпетентных” и так далее. Все это пришло в наш мир из старой школы управления предприятиями и сводится к тому, что проявлять свои чувства можно исключительно женщинам и детям, но не профессионалам.

Unsplash
Unsplash

Такой подход оттачивался на протяжении многих лет и, в основном, передавался в устной форме. От людей ждут, что они будут выполнять свою работу беспристрастно и точно, будто высокотехнологичные роботы. Многих работников лишали премии за проявление эмоций в неугодный руководству момент. Однако такое отношение может однажды вылиться во взрыв атомных масштабов, с которым будет не под силу справиться как сотруднику, так и работодателю.

Эмоциональный интеллект

Этому направлению все чаще уделяют большое количество внимания. А некоторые ученые, как, например, профессор Гарвардского университета Дэниел Гоулман, уверен, что реванш интеллекта над чувствами станет одной из серьезных революций 21 века.

Уже сегодня некоторые работодатели крупных компаний проводят психологические тестирования и оценивают уровень эмоционального интеллекта потенциальных сотрудников. Особенно высоки требования к будущим руководителям.

Умение понять, что мы чувствуем, и пережить данную эмоцию спокойно — ключ к продуктивной работе в команде. А способность контролировать и настраивать себя на нужный лад — лучший путь к улучшению собственной эффективности.

Как научиться управлять собой?

Unsplash
Unsplash

На подсознательном уровне все мы понимаем, что существует огромная разница между тем, как мы работаем в хорошем настроении и как в подавленном. Соответственно, эмоциональное состояние может серьезно снизить продуктивность человека. Однако он все равно держится за планирование, систему бонусов и наказаний, хотя лучше было бы “починить” внутренний слом.

Ситуативный менеджмент

Данное направление отвечает за моментальные реакции на события. Ситуативный менеджмент необходим для раздражительных личностей, а особенно для тех, кто подвержен вспышкам гнева.

Также он проще в освоении, нежели стратегический. Его основная цель — контролировать ответную реакцию. Человеку не нужно пытаться изменить испытываемую эмоцию на другую. Усмирить внутреннюю бурю можно с помощью дыхательных упражнений. Наиболее простой способ дыхания — квадратный. Вдох на пять счетов, задержка дыхания — пять счетов, выдох на пять счетов и снова пауза на пять счетов. Здесь нужно проконтролировать всего лишь четыре маленьких действия.

Стратегический менеджмент

Данное направление требует более тщательной работы над собой, так как корректировать свою реакцию нужно постоянно, а не ситуативно. Это нужно для тех, кто хочет целиком подчинить собственные установки и привычки. Человеку здесь нужно не просто подавить реакцию, но понять, почему он ее испытывает, почему его что-то задевает и как с этим справиться?

Некоторым для освоения стратегического менеджмента может понадобиться помощь психолога, но в этом нет ничего плохого.

Такой тип менеджмента относится к выработке осознанности. То есть вы понимаете, что вы чувствуете и откуда пришла эмоция. Люди, умеющие правильно руководить своими чувствами, могут спокойно вливаться в работу и забывать о ней, когда это необходимо, переключаясь на другие занятия, будто по щелчку.

Среди методов стратегической проработки эмоций можно назвать следующие:

  • Ведение дневника. В нем обычно постфактум прорабатываются эмоции, которые человек ощущал в течение дня.
  • Изучение состояний. Чтобы понять, почему мы испытываем ту или иную эмоцию, необходимо узнать ее корни: почему что-то вызывает беспокойство, страх или радость.

Итоги

Unsplash
Unsplash

Эмоции сами по себе не вредят нам. Куда больший ущерб наносит наше переживание. Это связано в первую очередь с эмоциональным диапазоном. У кого-то он узкий и, соответственно, по человеку сложно сказать, что он чувствует. У других людей наоборот — широкий. У них эмоции проявляются ярче.

Наиболее губительные из них — страх и гнев. Почему-то именно этими чувствами стараются манипулировать руководители. Стратегия запугивания, конечно, работает, однако, она приводит лишь к созданию видимости бурной работы. На самом же деле лучшим методам мотивации сотрудников является интерес. Он повышает эффективность и помогает отвлечься от домашних неурядиц.

Управление собственными и чужими эмоциями — инструмент. И им нужно уметь пользоваться. Прокачивайте ваш эмоциональный интеллект и скоро вы увидите результаты.