Оценка: 7 из 10
Фильм-катастрофа «Огонь» выйдет в российский прокат 24 декабря 2020 года. Режиссер: Алексей Нужный. В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Виктор Добронравов, Тихон Жизневский, Роман Курцын, Виктор Сухоруков, Ирина Горбачева, Юрий Кузнецов и другие.
Командир пожарного отряда Алексей Павлович (Константин Хабенский) переживает не лучшие времена. Он никак не может отойти от гибели товарища, виня в несчастье себя, а тут еще дочь Катя (Стася Милославская) начинает встречаться с легкомысленным неоперившимся сотрудником МЧС Романом (Иван Янковский). Когда в Карелии возникает внештатная ситуация, вызванная лесными пожарами, Алексей пополняет отряд именно с помощью потенциального зятя, не обращая внимания на сплетни о сведении личных счетов.
Роман самоуверен и ждет-не-дождется, когда ему присвоят «Героя России». Поначалу локализация стихии действительно идет легко и, как он любит говорить, «красиво». Отряд уже было собрался домой, но тут огонь начинает стремительно надвигаться на поселение Ольховое, которому грозит полное уничтожение за считанные минуты. На кону оказываются жизни десятков людей, среди которых немало женщин и детей. За их спасение отвечают шестеро пожарных, лишенных даже элементарной связи с внешним миром.
Первая информация о фильме «Огонь» появилась еще 2,5 года назад, когда режиссер Алексей Нужный выпустил в прокат кассовую комедию «Я худею». А недавно он же представил пессимистическую новогоднюю драму «Обратная связь» с Квартетом И в главной роди. Было непонятно, как этот многостаночник осилит еще и фильм-катастрофу. Тем более, недоброжелатели начали распускать слухи, что «Огонь» является тривиальной калькой с американского блокбастера «Дело храбрых».
Но вряд ли тут речь может идти о каких-то прямых заимствованиях. Лесные пожары стали настоящим бичом нашей страны. Особенно распоясались они прошлым летом, так что «Огонь» в определенной степени даже работал на опережение. В связи с уничтожением в пламени лесного богатства России много писали об индифферентности региональных властей и пассивности центра. В «Огне» тоже поднимается тема нерационального использования людских ресурсов (к которым топ-менеджеры относятся, как к расходному материалу), и о принципиальном нежелании чинуш брать на себя ответственность за непопулярные, но при этом эффективные решения.
В фильме присутствуют типично российские реалии. Угрюмый и немногословный герой Виктора Добронравова своим жизненным кредо считает фразу «русский — значит трезвый», которая в наших краях казалась настолько диковинной, что несколько лет ее норовили признать экстремистской. Радушный пилот Акопыч (Виктор Сухоруков) занимается разведением пчел, качает мед, но, при всей своей созерцательности, оказывается очень предусмотрительным и отважным человеком. Так в фильме ненавязчиво рушится укоренившийся стереотип о русских увальнях, не способных к решительным действиям.
В остальном во взаимоотношениях «бойцов» отряда Алексея Ивановича наблюдается типично голливудский расклад сил. Здесь есть неисправимый романтик, патологический задира, немногословный прагматик и неопытный «салага», которого еще учить и учить уму-разуму. Не хватает лишь глубоких психологических заныров, на которые так падки те же американские кинематографисты. О прошлом персонажей нам практически ничего не известно. Но, может, это и к лучшему, ведь «скелеты в шкафу» могли бы нас отвлечь от четких и слаженных действий огнеборцев, взявших на щит простую истину: «Паника хуже пожара».
Огонь в фильме представлен почти живым существом, которое способно ставить ловушки, но при этом имеет и свои уязвимые места. Исходя из этого, Хабенский перевоплощается здесь чуть ли не в заклинателя стихии, пытающегося узнать об исходе схватки с ней, гадая по горящим спичкам. Возможно, это некая «пасхалка», намекающая на его роль сыщика «Меглина» в сериале «Метод», полном мистических озарений.
Ироничных аллюзий в «Огне» вообще немало: например, Акопыч затягивает в полете «Мохнатого шмеля» с явным намеком на основателя снявшей фильм студии «ТриТэ» Никиту Михалкова. Но именно через такой своеобразный юмор лента приобщает зрителей к подлинному героизму, что особенно заметно по уморительной сцене, где женский хор томно вытягивает «Пожарный, я вас любила», на мотив песни группы «Ундервуд» о Гагарине.
Денис Ступников, InterMedia