В понедельник акции Tesla попадут в индекс S&P 500. Накануне этого события бумаги закрылись на рекордной отметке в 695 долларов. Я знаю, что вы в курсе, но все же напомню, что 19 декабря 2019 года, то есть ровно год назад, за одну акцию «Теслы» давали 404 доллара. Но с тех пор произошел сплит, так что успевшие купить бумагу за 404 сейчас видят на счету 3475 долларов. Автор этого канала успел, я свидетель.
Откуда такой чудовищный рост? Ну, начнем с того, что инвесторам в автопроме в 2020 году оказалось просто некуда вкладываться. Гиганты вроде Toyota, Volkswagen и General Motors оказались повязаны профсоюзами, автосалонами, обязательствами перед кредиторами, закрытыми заводами и открытыми обязательствами перед государствами.
По итогам 2020 года только три автопроизводителя ожидают прибыль. Это Porsche, Tesla и «АвтоВАЗ». Но у Porsche на самом деле куча проблем, да и вообще это часть Volksewagen, а о нем ниже. Про «АвтоВАЗ» вы и сами все понимаете. Остается Tesla, куда и прет инвестор с невероятной силой, продавая акции GM или Ford и покупая ценные бумаги от Илона Маска.
Да, у Toyota заводов больше, но они простаивают, генерируя убытки. У Tesla заводы не справляются со спросом. Действуют два, в Калифорнии и в Шанхае. Еще два, в Берлине и в Техасе строятся. Весь год ходят слухи о том, что следующие заводы «Теслы» появятся в Индонезии, Великобритании и в Оклахоме.
У «Фольксвагена» дилерские центры закрыты на карантин и опять же генерируют убытки. У «Теслы» автосалонов почти что и нет, она продает машины онлайн. Поэтому ее продажи растут, а у «Фольксвагена» падают. Что далеко ходить: по соглашению с General Motors дилеры Cadillac имеют право отказаться от продажи электромобилей. Им не выгодны электрические машины, так как они не требуют замены масла и прочего дорогостоящего обслуживания. В итоге GM платит каждому автосалону по 200 тысяч долларов просто за то, чтобы он закрылся. И это не шутка. Теперь понимаете, почему у GM с огромным числом заводов (и профсоюзом на каждом из них) и гигантской сетью дилеров капитализация уже в 14 раз меньше, тем у «Теслы»?
Вас же не удивляет, что «маленькая» компания Apple стоит гораздо дороже, чем такой гигант, как IBM? Так почему же кого-то удивляет, что именно Tesla сейчас является самой дорогой компанией в автомобильном секторе.
Что дальше? Tesla уже стала первой компанией в автопроме, стоимость которой перевалила за 500 миллиардов долларов. Сейчас она приближается к 700 миллиардам. Глава «Фольксвагена» Герберт Дисс еще несколько месяцев назад предрек, что «Тесле» по силам обогнать ту же Apple и стать самой дорогой компанией в мире. Для этого акции Tesla должны подорожать еще в три раза. И чем дальше, тем больше кажется, что это не так уж и невероятно.
Ок, а кто еще, спросите вы?
Я бы пристально следил за китайской компанией NIO. В 2020 году она уже становилась номером один среди китайских автоконцернов по капитализации.
NIO выпускает электромобили, но делает их даже меньше, чем Tesla. Однако у нее есть своя фишка. Это станции быстрой замены аккумуляторов. Батареи — самая дорогая штука в электромобиле. Но владельцы NIO не покупают свои аккумуляторы. Они берут их в аренду. В итоге сам электрокар оказывается не дороже бензиновой машины. И вместо того, чтобы долго заряжаться, вы можете заехать на станцию NIO и быстро поменять севшую батарейку на такую же, но заряженную. Все равно она не ваша, а арендованная.
В Китае бизнес-модель NIO уже работает. В 2021 году ожидается выход компании на Европейский рынок. И это может быть очень перспективно.
Акции NIO, однако, многим в России недоступны. Зато можно посмотреть на «Тойоту».
Японский автогигант по слухам уже в 2021 году представит электромобиль на твердотельных аккумуляторах. Не стану грузить вас техническими деталями, просто скажу, что это будет технологический прорыв. На этих слухах акции «Тойоты» неплохо выросли. Правда, затем глава компании Акиро Тойода зачем-то выступил с резкой критикой электромобилей и заявил, что мир к ним не готов. Так что теперь бумаги «Тойоты» подешевели. Акционерам это, очевидно, не нравится. И я не удивлюсь, если господина Тойоду попросят на выход. И это должно здорово помочь росту стоимости акций японского автоконцерна.
Не верите? Тогда расскажу про Volkswagen. Тамошний глава Герберт Дисс, про которого я уже упоминал, подготовил план превращения своей компании во всю ту же «Теслу», только выпускающую более доступные и массовые электромобили. Условно говоря, если Tesla делает айфоны, то Volkswagen собрался стать «Самсунгом», что выглядит здравой идеей.
Против выступили профсоюзы, которым не улыбается то, что деталей в электрокарах гораздо меньше, чем в бензиновых машинах, собирать их проще, а значит рабочих нужно меньше. Так вот, на этой неделе наблюдательный совет Volkswagen одобрил план Дисса, подтвердил свое ему доверие и послал профсоюз на три буквы: в ГДР. Акции компании мигом подскочили.
На фоне планов Дисса акции Volkswagen сейчас стоят неприлично дешево. Я бы присмотрелся.
Автор — Сергей Иванов, главный редактор InsideEVs.ru