Найти в Дзене
Электрика, как надо!

"Зелёная энергетика", такая ли она зелёная.

«Зелёная» энергетика – часть энергопроизводящей системы, использующая возобновляемые источники энергии. Конечно источников так называемой "зелёной энергии" довольно много, однако самыми распространенными видами «зеленой» энергетики являются фотоэлектрические преобразования солнечной энергии и использование энергии ветра. источник: "Википедия".

Некотопые аспекты "зелёной энергетики я уже поднимал в статье "Закон о Микрогенерации. Теперь каждый владелец солнечных панелей сможет продавать электроэнергию?". Правда, в той статье речь больше шла о финансовых и правовых аспектах использования "зелёной энергетики" в России, и насколько может быть выгодна эта самая "зелёная энергетика".

Теперь же поговорим об экологии, собственно то ради чего и заводился весь этот сыр-бор.

Солнечные батареи, для создания сколь-нибудь сущесвенной генерации необходимо занять целые поля этими самыми батареями. А может быть всё же целесообразнее оставить эти поля под пашню?

Ветрогенераторы, вполне очевидно, опять же занимают существенные площади, так ещё и препятствуют естественным потокам ветра, как это скажется в дальнейшем на окружающую среду никто конечно не просчитывал.

 «Схема потенциального воздействия ветряных турбин на воздушный поток, температуру и суммарное испарение днем ​​при стабильном пограничном слое атмосферы и ночью при нестабильном пограничном слое атмосферы. Розовый (светло-серый) фон представляет более теплый воздух, а синий (темно-серый) более прохладный воздух. Розовые пунктирные стрелки указывают на более теплые воздушные вихри, которые по ветру от турбины смешиваются с более холодным воздухом, тем самым повышая температуру поверхности в ночное время. И наоборот, синие сплошные стрелки символизируют более прохладные воздушные вихри, которые вызывают охлаждение поверхности в дневное время. Горизонтальные стрелки символизируют скорость ветра от турбин вверх и вниз с уменьшением скорости ветра днем ​​и ночью. Вертикальные стрелки указывают на предполагаемые изменения эвапотранспирации.  Источник: журнал Energies https://www.mdpi.com/1996-1073/13/18/4839/htm
«Схема потенциального воздействия ветряных турбин на воздушный поток, температуру и суммарное испарение днем ​​при стабильном пограничном слое атмосферы и ночью при нестабильном пограничном слое атмосферы. Розовый (светло-серый) фон представляет более теплый воздух, а синий (темно-серый) более прохладный воздух. Розовые пунктирные стрелки указывают на более теплые воздушные вихри, которые по ветру от турбины смешиваются с более холодным воздухом, тем самым повышая температуру поверхности в ночное время. И наоборот, синие сплошные стрелки символизируют более прохладные воздушные вихри, которые вызывают охлаждение поверхности в дневное время. Горизонтальные стрелки символизируют скорость ветра от турбин вверх и вниз с уменьшением скорости ветра днем ​​и ночью. Вертикальные стрелки указывают на предполагаемые изменения эвапотранспирации. Источник: журнал Energies https://www.mdpi.com/1996-1073/13/18/4839/htm

И ветрогенераторы и солнечные батареи требуют вполне определённых затрат на собственное производство, но что гораздо важнее: энергия, выработанная любым генераторм, должна быть использована не в момент генерации, а тогда когда она потребовалась потребителю. Выработанную энергию надо где-то сохранить! А вот тут проблема гораздо серьёзнее - аккумуляторы. Во первых, аккумуляторов электрической энергии большой ёмкости на сегодняшний день так и не разработано, да и затраты на добычу ценных ископаемых для их производства, само производство, последующую утилизацию могут быть весьма существенны.

Так исследования проведённые Herrington, R .; Boyce, A .; Lusty, P .; Murton, B .; Naden, J .; Робертс, С .; Smith, D .; Уолл, Ф. только для определения ресурсных затрат по электромобилям уже впечатляют.

"Планируемое производство электромобилей для замены транспортных средств, работающих на ископаемом топливе, требует потребления нового диапазона металлов.

Херрингтон и др. предупреждают, что для полной замены парка автомобилей Великобритании (в настоящее время 31,5 миллиона на 2018 г.) электромобилями потребуется «чуть менее двух раз больше общего годового мирового производства кобальта, почти все мировое производство неодима, три четверти мирового производства лития и по крайней мере, половина мирового производства меди в 2018 году […] Если мы экстраполируем этот анализ на прогнозируемую в настоящее время оценку в 2 миллиарда автомобилей по всему миру, основанную на данных за 2018 год, годовое производство неодима и диспрозия должно увеличиться на 70%, производство меди необходимо увеличить более чем вдвое, а производство кобальта необходимо увеличить как минимум в три с половиной раза за весь период с настоящего момента до 2050 года, чтобы удовлетворить спрос ». Они также отмечают, что этот предлагаемый переход для Великобритании также приведет к увеличению потребления электроэнергии в стране на 20% из-за дополнительной энергии, необходимой для подзарядки транспортных средств."

 Увеличение годового спроса на материалы для аккумуляторов в результате развертывания электромобилей по сценариям, 2018–2030 гг. Зеленые точки обозначают текущую поставку. NPS = сценарий новой политики. EV30 @ 30 = 30% доли продаж электромобилей к 2030 году.  Источник: журнал Energies https://www.mdpi.com/1996-1073/13/18/4839/htm
Увеличение годового спроса на материалы для аккумуляторов в результате развертывания электромобилей по сценариям, 2018–2030 гг. Зеленые точки обозначают текущую поставку. NPS = сценарий новой политики. EV30 @ 30 = 30% доли продаж электромобилей к 2030 году. Источник: журнал Energies https://www.mdpi.com/1996-1073/13/18/4839/htm

В 2017 году компаиня Tesla установила в Австралии 100 меговатный литий-ионнуый аккумулятор собственного производства. Кроме никеля для изготовления аккумуляторов Tesla, как и другие компании на этом рынке, закупают медь, никель, кобальт, литий и другие металлы. При этом мировой добычи данных металлов явно недостаточно. Официальные представители Tesla, однако заявляют, что речь идёт о потенциальной опасности, а не о свершившемся событии. Но это только подчёркивает важность мероприятий по предотвращению опасности.

Супербатарея установлена в Джеймстауне, Южная Австралия.
Супербатарея установлена в Джеймстауне, Южная Австралия.

Делая некоторые выводы, необходимо отметить что "чистая/зелёная" энергетика может не только не оправдать возлагаемых на её использование надежд, но и нанести непоправимый ущерб экосистеме планеты.

Пути использования возобновляемых источников энергии часто неявно считаются экологически безвредными из-за их решающей роли в борьбе с изменением климата. По правде говоря, в настоящее время не существует путей использования возобновляемых источников энергии, которые имели бы нулевое воздействие на окружающую среду, особенно если они будут развернуты в широком масштабе, необходимом для перехода к зеленой экономике.

Источники: 1."Energy and Climate Policy—An Evaluation of Global Climate Change Expenditure 2011–2018"; 2. "Renewable energy and biodiversity: Implications for transitioning to a Green Economy"

Если вам понравилась статья, ставьте «лайки», не забывайте подписываться, будет ещё много интересных и полезных материалов.