Прежде чем приступить к размышлениям, непосредственно посвящённым заданной теме, мы вынуждены привести ряд логических дефиниций, вытекающих из развёртывания мышления как такового. А я напомню, что логика - это наука о мышлении, или даже само это мышление. При этом кто-то может посчитать, что раз уж мы говорим о мышлении, то любая логическая позиция изначально имеет слабость в виде субъективизма, проистекающего из самой человеческой природы. Это не совсем так, а убедиться в справедливости моего хода мысли я предлагаю Вам из содержания самой статьи.
Согласно логике, если что-то существует во времени, то должно быть и нечто вневременное. Давайте приведём примеры, достаточно хорошо доказывающие данный тезис. Что есть такое, что существует вне зависимости от времени? и вне зависимости от человеческого мышления, если хотите? Это вся область смыслов, вся область того, что можно было бы назвать идеальным. Например, законы математики. Все знают, что
2 + 3 = 5 (приведите любой другой пример)
и данная математическая конструкция не теряет своего смысла вне зависимости от времени и вне зависимости от существования человека вообще. Сюда же можно отнести и законы физики и все другие смыслы и даже смысл стула, как плоскости на четырёх ножках. Человеческая жизнь тоже имеет свой смысл. Но это тема для отдельной статьи.
Теперь обратимся к Гегелю.
В его работе Наука Логики мы можем найти такие слова (не дословно):
Отрицательное в той же мере и положительное, или по-другому, противоречащее себе не переходит в ничто, а на деле лишь в отрицание своего особенного содержания или, иначе говоря, такое отрицание есть не отрицание всего, а отрицание определённой вещи
и ещё (дословно)
"То, что получается в качестве результата отрицания есть новое понятие, более высокое, ибо оно обогатилось его отрицанием и противоположностью."
И действительно. Если мы рассмотрим человеческое бытие, то мы поймём, что небытие человека находится в тесном соотношении с его бытием, а точнее небытие есть и бытие и его отрицание. Таким образом небытие человека не только не теряет смысл его бытия, но и приобретает новый смысл, обогащается его отрицанием.
Мы не случайно упомянули о бытии человека. Ведь что такое человеческая гибель? Это его отрицание. Но не отрицание всего, что заложено в понятие о человеке, а его определённое отрицание. Гибель человека отрицает лишь его материальную составляющую, то человеческое, что существует в потоке времени, при этом идеальная составляющая человеческой жизни может оставаться нетронутой, так как, если она есть, то она существует вне времени. Более того, как мы уже выяснили, отрицание можно мыслить как обогащение исходного понятия. Так человек, проходя через отрицание своего тела, возможно, что не только сохраняет то нечто в области идеального, накопленное в течение жизни,а как Вы уже понимаете, под этим нечто я имею в виду человеческую душу, но и приобретает некое новое качество, как результат полученного единства бытия и его противоположности.
Таким образом с точки зрения логики душа, возможно, обнаруживает себя как одно из проявлений человека, существующее в области идеального, в пределе смыслов, независимо от времени, при этом само по себе умирание человека не является отрицанием именно этого проявления.
Что Вы об этом думаете, пишите. Данная статья носит исключительно характер пищи для размышления.
О душе и смысле жизни поговорим как-нибудь в другой раз. А на данный момент у меня всё. Спасибо, пока.