Салют! "Люди встречаются, люди влюбляются, женятся", а потом некоторые из них разводятся. Подобная история произошла и с главными героями известной семейной мелодрамы "С любимыми не расставайтесь" (1979), снятой режиссёром Павлом Арсеновым по одноимённой пьесе драматурга Александра Володина. Кстати, в названии фильма была использована первая строка ставшего тогда популярным стихотворения Александра Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне" (1932). Сюжет картины повествует о молодых супругах Кате и Мите, которые рискуют "загубить свою жизнь", решившись на развод. Любили ли они друг друга? Если да, то почему же вопреки взаимному чувству так легкомысленно расстаются? Или это только кажется?..
Митя Лавров - привлекательный парень с довольно непростым характером. Гордый, с чувством собственного достоинства. Взрывной нрав и готовность в любой момент вступить в драку со своим "обидчиком" всё-таки не мешают этому герою оставаться джентльменом и просто порядочным человеком. Да, Митя всё ещё продолжает любить и ревновать свою уже бывшую жену Катю, будучи убежденным в том, что она изменила ему с одноклассником. "Ну, что, что?!"- восклицает бывший супруг. Таким образом Митя требует от Кати признаний и оправданий. Конечно, Митя совершает ошибку. И получается, что с женой его "развел" не фотограф Вадим, а он сам.
Если с Митей всё более или менее понятно, то с главным женским персонажем всё как-то совсем неоднозначно. Красавица Катя Лаврова производит впечатление девушки воспитанной, на удивление сдержанной и спокойной, вообще какой-то безэмоциональный особы. Разумеется, она ценит себя как женщину, вся себе на уме. Всё же заметно, что Катя ещё любит Митю, оскорбившего её своим недоверием. Тогда она не попыталась объяснить всё супругу, не пожелав опускаться до унизительных оправданий. Теперь Катя твердит Мите: "Уйди, исчезни!". А сама ходит вся потерянная, с показным безразличием и напускной холодностью.
Бывшие супруги начинают существовать раздельно, а Митя даже предпринял попытку начать новые отношения с Ириной, которая уже давно влюблена в него. Но ни к чему хорошему это не приводит. Митя никак не может забыть свою Катю. А что же Ира? Конечно же, она всё прекрасно понимает и чувствует. Эта девушка на многое готова ради Мити. Способна принимать его таким, какой он есть, способна понять, выслушать и поддержать. Не такая гордая и самолюбивая. Казалось бы, вот где настоящие любовь и терпение. Я думаю, эта героиня была введена в сценарий специально для сравнения с Катей.
А Катя тем временем почти стала "женщиной, покорившейся судьбе". Кажется, никто из главных героев не был против расторжения брака, никто из них не боролся за свои любовь и счастье, в отличие от остальных показанных в начале фильма супружеских пар. Ни Митя, ни Катя из-за гордости пока не собираются предпринимать что-либо для своего сближения. Они не пытаются понять друг друга. Никто не хочет первым сделать шаг навстречу примирению. Каждый считает виноватым другого, оставаясь с грузом обид и претензий.
Так о чём же этот фильм: о разводе или о любви? Кончено, Митя и Катя не переставали любить друга друга, несмотря на отчаяние, мучения, душевную боль, обиды, ревность и сомнения. Всё произошедшее помогает героям вновь обрести друг друга, а разлука только укрепила их чувства. Вероятно, всех этих горестей и последующей за этим Катиной истерики с криками "Я скучаю по тебе, Митя!" можно было бы избежать, если бы ребята поговорили по-человечески, объяснились ещё тогда. Но каждый предпочёл упрямо "гнуть свою линию"...
Благодарю за внимание!