«Только у нас», - часто приходится слышать. Большинство убеждено: кроме России живым товаром распоряжались только в США. Античную историю в расчёт не берём – давно и далеко от нас. А ведь на самом деле крепостное право (пусть по-разному названное) вводилось во многих европейских странах.
Английский крестьянин раннего средневековья легко мог попасть в зависимость. Неурожайный год, прибавление в семействе – и вот он уже идёт к богатому землевладельцу с просьбой о помощи. Не успел вовремя выплатить долг – попал в число «вилланов», или крепостных, что, по сути, почти одно и то же. В десятом и одиннадцатом веке таких зависимых крестьян стало очень много на острове. «Владелец» должен был их защищать, мог осудить, и вернуть, если сбежали. С одной оговоркой: не нашли спустя один год и один день, считай, виллан освободился.
Принцип работы на землевладельца в Англии был похож на российский: тут и прикрепление к земле, и обязательная барщина, и платежи. Каждый лорд мог установить свою плату, и не всегда она была справедливой. Восстание Уота Тайлера 1381 года – это бунт против крепостничества. А как же «Великая хартия вольностей», спросите вы? Увы, документ не сделал жителей острова свободными и равными. Потребовалось несколько столетий, чтобы окончательно решить вопрос с положением вилланов. И сделала это королева Елизавета I Тюдор. В 1574 году она издала указ о полном освобождении крепостных как в рамках королевства, так и в его доминионах.
В соседней Шотландии дела обстояли хуже. Там "крепостной" был куда больше похож на русского – например, в 1144 году король Давид I сделал подарок своему духовнику Келсо в виде часовни с прилегающими к ней землями и всеми, жившими там. Также распоряжался людьми и король Вильгельм Лев. Читаем бумагу 1178 года, когда он «подарил Гиллендрина и его детей монастырю Дунфермлина».
Сохранилось множество документов XII-XIII века о подобных "живых" подношениях. И не только от королей. Вот граф Стратэрн в 1258 году отдал монахам своего крепостного Джона Страниса, и упомянул в бумаге, что обители также будут принадлежать и дети этого слуги, а затем и внуки… То есть, шотландцы вели себя по отношению к своим же шотландцам идентично тому, как русские помещики времён, например, Екатерины II.
Не имели собственности, не могли ничем распоряжаться и французские сервы. Это было самое бесправное сословие в обществе средневековой Франции. Срок службы серва не ограничивался, а еще он должен был выплачивать определенную сумму раз в год. Правда, в правление Людовика X Сварливого, указом от 1315 года, сервы получили право выкупа своей свободы. Важно отметить, что французские «крепостные» находились в личной зависимости, и редко прикреплялись к земле - это их главное отличие от крепостных в России.
Но была ли такая личная зависимость легкой? Без разрешения господина крестьянин не мог и шагу ступить. Не мог жениться без его одобрения. Уехать в другой город. Любопытно, что послабления начались в "чумные времена" - когда выкашивало целые деревни или городские кварталы. Тогда вырос спрос на умелые руки, и тем, кто владел ремеслом или мог управляться со стадом коров, разрешали менять хозяев по своему усмотрению. Поэтому-то иногда считают, что серваж относится только к Средневековью. Но на самом деле его разновидности продолжали существовать во Франции вплоть до революции 1789 года.
Испанские королевства, когда на полуострове их было сразу несколько, тоже вводили подобные виды зависимости крестьян. Наиболее суровыми считали порядки в Каталонии и Арагоне. Бесправность сервов не раз приводила к бунтам, и в пятнадцатом веке король Фердинанд осознал: лучше отменить "крепостничество", чем дождаться хаоса. Сделал он это в 1486 году, но только на условиях выкупа. Казна короля не должна страдать, решил государь…
В немецкие княжества закабаление своих же пришло позже – закрепилось после Тридцатилетней войны, в XVII веке. Померания и Мекленбург лучше других узнали о тяготах этого нововведения. Нет, разные формы зависимости существовали и раньше, но только в тот период бесправие приобрело другие масштабы: крепостные стали настоящей собственностью владельца. Со всеми вытекающими последствиями.
Также были знакомы с понятием бесправия и польские крестьяне. В Польше XV века барщина занимала у них 6 дней в неделю. Куда уж там заниматься своей землей! "Считают кметов (то есть, крестьян, прим.автора) за собак", - писал в шестнадцатом веке Анджей Моджевский. А дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, много путешествовавший по Европе, с удивлением отмечал крайне жалкое существование крепостных крестьян в Польше. Его же перу принадлежат строки, что паны могут: "Безнаказанно творить, что угодно". Продавать кметов - также!
И в правление короля Фредерика I Датского (конец XV-начало XVI века) сервов-датчан могли выставлять на рынке также легко, как лошадь или козу. Чем не крепостные? Только в 1803 году, во времена Датско-норвежской унии, ситуация коренным образом изменилась.
Исландия провозгласила свободу для своих сограждан еще в 1117 году. Но… в 1490-м ввела «вистарбанд», фактический аналог крепостного права. Любой, кто не владел личным имуществом, равным по стоимости 2-3 коровам, должен был пойти в найм к землевладельцу. Не потому, что ему так захотелось, а в обязательном порядке. Сумел обзавестись какими-то копейками? Можешь взять в аренду землю у хозяина. Даже жениться. Нет? Тогда работайте дальше… Таким образом, к концу 19-го века четверть населения острова находилась в личной зависимости от других. Точку в этом вопросе поставили в 1894-м году, отменив несправедливый порядок.
В империи Габсбургов только в 1756 году помещикам запретили лишать жизни своих крепостных. У Вены имелись свои "салтычихи". Дворянство встало на дыбы: их вековые права оказываются попранными. Потребовалось еще три десятка лет, чтобы императору Иосифу II удалось отменить крепостничество в пределах своих владений. Противостояли ему очень многие землевладельцы!
Так что и в Европе было крепостное право - где-то больше похоже на российское, где-то чуть меньше. И у других держав в истории были страницы, которыми они не очень-то гордятся.
Источники: Патрик Фрейзер Титлер "История Шотландии: от пиктов до Брюсов, Рафаэль Альтамира-и-Кривеа "История Испании. Освобождение класса крепостных", И.Андерсон "История Швеции", А.Я.Гуревич "Проблема генезиса феодализма в Западной Европе", Гомундур Хальвданарсон "Определение современного гражданина. Дебаты о гражданских и политических элементах гражданства в Исландии XIX в".
#наука #история россии #великобритания #франция #интересные факты
Подписывайтесь на канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!