Найти тему

Теория цвета. Краткая история

В этой статье я расскажу Вам кто внес вклад в развитие теории цвета. Это будет полезно каждому артисту для общего развития о своей профессии.

С древних времен теоретики пытались объяснить взаимосвязь между цветами и их влияния. Попытки распознать цвета и свести их в систему восходят еще к Аристотелю (384-322 до н.э), но по настоящему серьезной работой в этом направлении занялся Леонардо да Винчи (1452-1519) и в дальнейшем не прекращалась. Леонардо открыл, что определенные цвета усиливают друг друга, и так он открыл противоположные цвета. Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) разложил белый свет на лучи-красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго и фиолетовый-и, соединив концы спектра, изобрел первый цветовой круг. Со временем он заметил, что при слиянии двух противоположных цветов дают нейтральный, или анонимный цвет.

Прошло больше века, и теорию развил Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832), знаменитый немецкий поэт и драматург. Он изучал психологию цвета. Гёте разложил цвета на две группы: к «положительной» он отнес теплые цвета, а к «отрицательной» холодные цвета, отметив, что первые «радуют и волнуют», а вторые «тревожат». Немецкий драматург не просто изучал физику света, но и наблюдал за тем, как люди воспринимают цвет, благодаря чему открыл связь цвета с чувствами и одновременный контраст.

Луи Пранг (1824-1909) прославился и как основоположник хромолитографии в Америки, и как педагог. Он помог распространить в американском художественном образовании идею о первичных цветах – красном, желтом и синем. Вильгельм Оствальд (1853-1932), русский и немецкий химик, на основе представлений о психологической гармонии и порядке разобрал цветовую систему и опубликовал её в книге «Цветоведение» в 1916.

Новый ряд значимых теорий выдвинула немецкая Высшая школа дизайна и искусства «Баухаус» (1919-1933). Одним из наставников школы был Иоганнес Иттен (1888-1967), швейцарский художник и теоретик цвета и искусства. Он развил идею цветовых созвучий и усовершенствовал цветовой круг. Иттен исследовал цвет и как дизайнер, и как ученный; ставил опыты со световыми волнами; пытался выяснить, как связаны цвета и визуальные эффекты, и вслед за Гёте уделял пристальное внимание психологическим и духовным аспектам.

В школе «Баухаус» преподавал и Джозеф Альберс (1888-1976), ученик Иттена. Приверженец абстрактного искусства. Со временем он эмигрировал в США, там преподавал в Йельском университете и на основе своих знаний написал важный теоретических труд – «Взаимодействие цвета». Прежде всего Альберс стремился показать, что происходит при взаимном влиянии цветов, а в экспериментах видит возможность создавать изысканные цветовые композиции. Связь цвета и выразительности изучал и Фабер Биррен (1900-1988). Его исследования помогли прояснить историческое развитие триадической цветовой системы.