Земля Ингигерды в частности
Питер и Москва! Негласное соперничество этих центров российской державности насчитывает три столетия. Еще дореволюционные классики литературы противопоставляли хлебосольную, разгульную, широкую в старорусском стиле Москву и чопорный, холодный и чиновничий Петербург. После революции и переезда правительства в Москву роли поменялись. Мекке всех карьеристов и честолюбцев Москве, которая-то и «слезам не верит», встал в оппозицию вечно фрондирующий интеллигентствующий Петербург. Поэтому неслучайно город на Неве стал одним из основных центров российского сепаратизма. В основании ингерманландского сепаратизма, а именно так называлась эта территория в Российской Империи, стоят два столпа, два базиса. Первый столпом стал тезис о европейскости этой земли в сравнении с дикой азиатской Московией. Второй тезис – история о насильственном захвате земель вольного города Новгорода, злыми московитами – наследниками деспотической власти Золотой Орды. Азиатчина победила европейскость.
В Манифесте общественного движения «Вольный Петербург» так и записано:
«Мы, жители Санкт-Петербурга и области, объединенные единой судьбой на единой священной территории исторической Ингерманландии… объявляем о создании Комитетов граждан Санкт-Петербурга.
Расположенные в Москве исполнительная и законодательная власти своими бездарными действиями, непродуманными распоряжениями, унизительными законами и, в особенности, грабительской налоговой системой могут только усугубить кризис, отбросить нас назад, в коммунистическое прошлое, с которым мы решительно распрощались на рубеже 90-х годов. В сложившейся ситуации мы объявляем все без исключения федеральные власти и структуры антинародными и оккупационными и призываем всех, разделяющих нашу позицию к гражданскому неповиновению. Мы в полной мере отдаем отчет в том, что с момента разгрома Новгородской республики войсками Московских царей, на территории исторической Ингерманландии никогда не было действительно демократического и правового устройства — ни в годы Московской, ни Шведской оккупаций…
И поэтому
Мы объявляем о начале строительства нового общества, основанного на принципах Декларации прав человека и свободной экономики. Мы призываем всех, кто неравнодушен к судьбе Санкт-Петербурга и области, к судьбе своих детей и внуков, всех, кто разделяет наши взгляды, присоединяться к нашей созидательной деятельности. Работа предстоит большая и тяжелая, но время выбрало нас. Вместе — победим!
Да зравствует вольный Санкт-Петербург!
Да зравствует независимая Ингерманландия!»
Это казалось бы веселым, если бы не было настолько серьезно. Одно только сообщество «Ингерманландия» в социальной сети «В Контакте» насчитывает более шести тысяч подписчиков, в ведь существует ещё «Свободная Ингрия» с почти тремя тысячами сторонников, не говоря уже о «Ингрия. инфо», «Ингрия и ингерманландцы» и множество других, поменьше. «Независимая» Ингерманландия видится организаторами как еще одно прибалтийское государство, конечно же, член ЕС и НАТО. Даже за конструированием новой общности далеко ходить не требуется. Дело в том, что допетровское название этой территории - Ижорская земля, некогда населенная финно-угорским племенем ижора, к настоящему времени почти исчезнувшему. И шефы проекта неподалеку, это, прежде всего, наша соседка Финляндия, имеющая старые и прочные связи Северо-Западным регионом России. До заурядного схожи и методы взращивания новой идентичности и ее носителей – проевропейской, профинской элиты: образовательные программы, поездки по обмену опытом, учебники, работа в блогосфере, инвестиции.
И финно-угры вообще
Что-то стало много на Западе желающих озаботиться суьбой не только Ижоры,. но и вообще всех финно-угров, проживающих на территории Российской Федерации, дескать, страдают они от угнетения.
Потопталась на этом направлении и сравнительно недавно ставшая независимой Эстония. Все им никак неймется, что из угро-финской семьи российских народов только они проявили стремление к независимости в скорбном для нашей памяти 91-м году. Не пропадает в них мессианское желание наставить своих собратьев на путь истинный. Вот пример явного призыва к сепаратизму, прозвучавшего на Пятом Всемирном конгрессе финно-угорских народов, прошедшем в Ханты-Мансийске, от президента Эстонии Тоомаса Ильвеса, который заявил, что
«финно-угорский вопрос станет неотъемлемой частью диалога России и Евросоюза. ЕС уже направило полтора миллиона евро в Россию для поддержания финно-угорских народов, а сейчас действия ЕС направлены на защиту прав этих народов».
И поставил в пример своим финно-угорским братьям историю самой Эстонии.
«Наши поэты мечтали об эстонском государстве, и мы сделали выбор в пользу свободы и демократии, - заявил он. - Многим финно-угорским народам еще предстоит сделать такой выбор. Это видно на примере Эстонии - как только вы почувствуете вкус свободы, вы поймете, что это вопрос выживания, без которого нельзя обойтись».
И если уж так случилось, что Поволжье – моя малая родина, то мне лично не безразлично, что какие-то проходимцы учат моих собратьев уму-разуму. Многие столетия русские и угро-финны Поволжья были не просто добрыми друзьями, а братьями. Общая история, праздники, обычаи… Иной раз и не различишь, кто и что принес в общую копилку кашей культуры. Лидия Русланова и Надежда Кадышева, Алексей Маресьев и Василий Шукшин, Сергей Овечкин и Светлана Хоркина – гордость нашей совместной истории, а ведь это только немногие славные имена финно-угорских сограждан нашей страны. Кстати, много говорится и пишется об угрозе исламизма для целостности России, значительно меньше – о пантюркизме, хотя и эта проблема не ускользает от внимания, но удар по России готовится и с этой, довольно неожиданной стороны.
Продолжение следует