В истории итальянской живописи множество потрясающих страниц. От Античности до современности десятки и сотни имен, достойных нашего внимания, и иногда во всем этом многообразии бывает легко запутаться.
Сориентироваться во множестве имен и разложить по полочкам поможет знание общих закономерностей, которые проявлялись творчестве художников, живших в схожих исторических условиях.
Сегодня мы расскажем об основных характеристиках двух важных школ итальянского искусства времен Ренессанса.
Флорентийская живописная школа
Для сложившийся к XV веку живописной школы Флоренции чрезвычайно важным оказался расцвет гуманистической мысли. Ценность античного наследия, восхваление человека, умение видеть красоту жизни – все это нашло отражение в картинах художников Флорентийской школы.
Ее родоначальником считается Джотто, творчество которого относят к эпохе Проторенессанса. Композиция его картин носит пластическую убедительность и достоверность. А выверенность линий, которая видна в его работах, станет основополагающий чертой Флорентийской Школы.
К XV веку одним из основных интересов флорентийских художников станет проблема перспективы. Именно открытие ими линейной перспективы, которая до сих пор почти всегда используется в изображениях, позволит сделать картины более реалистичными.
Кроме того, флорентийцы много занимаются вопросами композиции и пластического построения человеческой фигуры. Они тщательно изучают анатомию, законы соединения форм, построение линий.
Кульминацию этих поисков можно увидеть в работах величайших мастеров Флоренции эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли.
Венецианская живописная школа
Другая не менее важная итальянская школа живописи – Венецианская. Она сложилась несколько позже, чем Флорентийская, а ее расцвет пришелся на XVI век. Главным достижением этой школы стала подробная разработка колористических принципов живописи.
Для венецианцев цвет становится основой изобразительного языка. У них форма появляется не из линии, но из сопоставлений цветных мазков и светотеневой лепки.
Например, Джорджоне достигает удивительной лиричности в своих пейзажах благодаря светоносной палитре, которая наполнена разнообразными переходами тонов. А картины позднего Беллини характеризуются совершенной цветовой гаммой, базирующейся на тончайших градациях цвета.
Но наиболее ярко стиль Венецианской Школы выразились в творчестве Тициана. В его сочной чувственности, эмоционально насыщенной цветовой гамме, ярких образах и теплых золотых тоннах.
Таком образом, Венецианская Школа – это в первую очередь радость для нашего взгляда, для нашего чувственного восприятия. Богатство и роскошь купеческой Венеции отразилось в ее полной красок живописи, которая, кажется, воспевает всю радость и полноту жизни. Флорентийская же Школа, скорее, про удовольствие интеллектуальное, про удовольствие, которое можно получить оценив всю выверенность композиции и точность линии.
А что ближе вашему сердцу? Красочные картины венецианцев или выверенная живопись флорентийцев?
@ Анастасия Шилова
Читайте также интересные статьи про:
1️⃣ Что означают цветные полосы на римских тогах❓
2️⃣ Что итальянцы наряжают вместе ёлки❓
3️⃣ Редкие снимки Ватикана 1970-х годов
Ваше мнение по теме важно и интересно для нас, поделитесь им пожалуйста в комментариях.