Частью Москвы был он сам. Рождённый дочерью потомка запорожских казаков в семье управляющего лесным имением графа Олсуфьева в Вологодской губернии, Владимир Гиляровский, собрал в себе всю Россию, став истинным москвичом.
С учителями повезло. Вначале образованием мальчика занимался дальний родственник, беглый матрос Китаев. Добрейшей души человек и настоящий силач научил Гиляровского гимнастике, плаванию, борьбе и джиу-джитсу. По приезду семьи в Вологду учителями стали друзья отца, ссыльные. Чтобы «послужить угнетённому народу», Гиляровский сбегает из дома, не окончив гимназии, и чуть не десять лет странствует. «Послужной список» юности будущей звезды журналистики впечатляет: пожарный, бурлак, циркач, бродяга, крючник, рабочий, вольноопределяющийся. А венчает этот список – «охотник-пластун в русско-турецкой войне 1877-1878 годов». Будущий писатель получил тогда за свою храбрость солдатского «Георгия».
Литературная деятельность Гиляровского начинается с 1881 года. Он селится в Москве и публикуется в юмористических журналах «Будильник» и «Зритель». В это же время знакомится с Антоном Чеховым, завязывается дружба на долгие годы.
Почему же Гиляровского называли «королём московских репортёров»? Наверное, потому, что он сотрудничал с крупнейшими изданиями своего времени: «Русскими ведомостями», «Московским листком», «Россией», «Русским словом». А его репортажи были максимально скорой реакцией на события, правдивы, раскрывали точно и с разных сторон московские происшествия. Он писал обо всём: убийствах, пожарах, политике, новостях с театральных подмостков, писал хорошо, потому что лично участвовал во многих событиях, подвергаясь иногда серьёзной опасности.
Продолжая изучать жизнь во всех её проявлениях, Гиляровский выпустил сборник рассказов «Трущобные люди» (1887), весь тираж которого по распоряжению цензуры был уничтожен. Свою главную книгу «Москва и москвичи» наш герой писал в течение двадцати лет. И современные москвичи благодарны Гиляровскому за глубокое знание и понимание столицы начала ХХ века, её «старорежимных» нравов и обычаев.
Гиляровский обладал сногсшибательной харизмой, потому, вероятно, и считался «московской достопримечательностью». Он позировал И. Репину для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу.
«Так что же кочерга?» - спросите вы. Сейчас как раз об этом. В доме друзей Гиляровского – семье художника Сергея Милютина – рассказывали о небывалой силе журналиста.
Однажды, не застав никого дома, в ответ на вопрос, как о нём доложить, дядя Гиляй (так многие любя называли Владимира Алексеевича) сказал: «Никак не докладывать. Вот передайте мою «визитную карточку». После чего он взял стоявшую у печки кочергу, «завязал» её в узел и передал горничной.
Подробнее: https://www.booksite.ru/guilyai/index.htm