Город Колпино. Бульвар Свободы. Забор из стволов на подпорной стене Ижорского завода.
Мы видим уникальный памятник истории, по гребню главной плотины №1 Ижорского Завода выстроен забор из"предметов, похожих на стволы орудий". А некоторые и вовсе утверждают, что эти опорные столбы и есть "стволы бракованных орудий". Эта ограда была сооружена в конце 1830 годов. Этими столбами ограды являются вытяжные трубы кузницы, здание которой, построенное в 1836 году, расположено у подножия плотины. Вытяжные трубы кузницы стилизованы под стволы пушек. Между ними установлены решётчатые секции ограды.
Ограда федеральный памятник. Ансамбль: Заводы Ижорские Адмиралтейские. Наименование объекта: Ограда на подпорной стене главной плотины. 1831-1835 Авторы: инженер Вильсон А.Я. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
За оградой виднеются несколько исторических зданий Ижорского завода. Видны здания сталелитейного корпуса и газгольдер, построенные в 1853 году в виде двух крестообразных симметричных зданий с куполами.
Историческая справка:
- Строительство лесопилен на территории, где в настоящее время находятся Ижорские заводы и г. Колпино, началось в 1722 году по чертежам и смете мельничного мастера Яна Кинтлера.
- Датой основания 3 заводов и города принято считать 27 июля 1722 года – начало строительства плотины. К середине XVIII века уже функционировали 7 лесопильных амбаров, медный и якорный заводы, немного позднее – плющильный, меднолитейный и камбузный заводы.
- Впервые название Колпино встречается на карте Санкт-Петербургской губернии 1770 года.
- «Колпино, также Колпинское село, при Ижоре, в 8 верстах выше её устья, в 26 верстах от Санкт-Петербурга, есть большое село с прекрасною каменною церковью и 2 высокими башнями. Оно имеет примечания достойные заводы Кронштатского Адмиралтейства, для которых изо всей Ижоры помощию плотины сделано озеро. Заводские строения суть деревянные и старые, ныне же срываются и строятся каменные. Здесь есть: шесть голландских пильных мельниц; шесть цементных мельниц, каждая с шестью ступами, помощью коих толкут кирпич и просеивают через большие железные решёты (для смешивания оного при водяном строении с цементом); якорная и другая кузница для крупных работ с рычагами; простая кузница со многими горнами; литейный дом для железа и меди на дроги, колёса, оси, медные доски и пр.; мастерская для медников; медная молотовая и разные меньшие учреждения. Все сии заведения управляются конторою адмиралтейства и имеют под смотрением одного английского и одного немецкого мастера около 300 работников, которые из негодных рекрутов берутся. Произведения заводов нагружаются пониже оных на барки и перевозятся таким образом в Кронштадт.»
Иоганн Готлиб Георги 1794 год.
Стела в центре ограды была сооружена в 1903 году в честь столетия генеральной реконструкции Адмиралтейских Ижорских заводов
По обе стороны от стелы видна ограда из стилизованных пушечных стволов, а за оградой виднеются старые цеха Ижорского Завода
Первые поселенцы, работники пильной мельницы обосновались на правом берегу реки Ижоры, там где сейчас проходит Красная улица (это был сухой высокий берег в противоположность левому). Все здания вокруг бассейна 11 и формируют историческую часть Ижорских заводов и вообще Колпино. Полукруглый канал был построен уже в начале 19 века Карлом Гаскойном для сброса вод при паводке. Гаскойн внёс большой вклад в обновление и развитие завода. Вообще с начала 19 века наблюдается значительный подъём завода. Комсомольский (Прямой) канал для этих же целей прорыли чуть позже. А самое главное здание завода это, конечно, Заводоуправление.
Здание является и самым старым в городе - возвели его в 1803-1804 году, после много перестраивали и надстраивали. Часы на башенке появились только в 1913-1914 годах. Колокол на башенке завода долгое время определяли течение жизни всего города - ведь Ижорские заводы это градообразующие предприятие. По бою колокола город просыпался, собирался на работу и шёл на завод...
Заводские сооружения строились недалеко от проходящей вдоль реки Ижора через центр плотины. Несмотря на различный характер производств, это были однотипные одноэтажные строения, что явилось важным моментом в создании нового промышленного ансамбля. Рельеф местности был использован для организации водной системы и размещения цехов: на верхнем уровне берегов строили мастерские, не требовавшие подачи воды к механизмам, внизу – вододействующие производства. Переустройство заводов также включало в себя строительство новой плотины. Для регулирования уровня воды в реке Ижоре в 1805 году был прорыт Полукруглый канал и построена плотина № 2. После наводнения 1807 года было принято решение о сооружении Прямого (правобережного) канала, строительство которого завершилось в 1809 году, в его продолжении за окраиной селения была возведена плотина № 3. Коренная реконструкция Адмиралтейских Ижорских заводов в начале XIX века заложила основы градостроительного развития Колпина
В 1831-1835 годах на этой плотине ставится ограда, столбами которой служат пушечные стволы:
Во время Великой Отечественной войны Колпино и Ижорский завод стали единой неприступной крепостью на подступах к Ленинграду. Завод ремонтировал военную технику, уходившую сразу на фронт защищать передовые рубежи обороны, его рабочие сформировали знаменитый Ижорский батальон, прошедший боевой путь от Колпина до берегов Балтийского моря.
Бульвар Свободы — городская магистраль, проложенная по верху главной заводской плотины. Это был единственный мост, связывавший берега реки Ижоры, с оживленным движением. Враг не жалел снарядов и мин, пытаясь вывести плотину из строя, разрушить водоводы. Колпинцы прозвали этот участок «перешейком смерти».
Враг хотел разрушить плотину и затопить цеха Ижорского завода, но это ему так и не удалось.
После войны Колпино представляло собой сплошные развалины. Практически полностью на Ижорском заводе были уничтожены сталелитейный, чугунолитейный, трубопрокатный, кузнечный цеха, повреждено энергохозяйство. Разрушения казались столь катастрофическими, что некоторые архитекторы предлагали строить завод и город на новых территориях.
Стела, установленная здесь в 1903 г. в честь столетия генеральной реконструкции Адмиралтейских Ижорских заводов, была разрушена практически до основания.
Один "пушечный ствол" из ограды был сильно поврежден во время Великой Отечественной войны. После войны было решено восстановить ограду. Но, где взять такой пушечный ствол? Ижорские умельцы просто свернули и сварили подходящий стальной лист так, что даже опытный глаз не отличит "поддельную пушку" от настоящих.
В 1959-м году на плотине ставится памятник в честь ополченцев Ижорского завода:
Как уже упоминалось, существует легенда о том, что ограда обрамляющая плотину состоит из отбракованных старых корабельных артиллерийских орудий. Наверное, это связано с тем, что Ижорский Заводназывался Адмиралтейским и на протяжении многих лет производил продукцию для Адмиралтейства и работал на нужды Военного ведомства и Военно-Морского Флота
Совсем рядом с мемориалом, справа ближайшая колонна с пробоинами от осколков снарядов. Их было решено оставить, как напоминание о тех тяжелых днях войны.
Из эссе Раисы Иволги "Возвращение памяти":
"Уровень разлива реки, её набережных на 10 метров выше уровня территории завода за оградой. Это удивительная ограда из чугунных решёток и труб. Это вытяжные трубы помещений цепных кузниц, построенных в 1836 г. (механическая энергия падающей воды тогда стала превращаться в механическую энергию кузнечного молота) вдоль каменной подпорной стены плотины. Сделаны эти трубы из бракованных пушечных столов."
Некоторые исторические фотографии взяты из сети интернет. Так же в статье использованы исторические материалы находящиеся в свободном доступе в сети интернет
Нравится история родного края? Подпишись на канал!
Спасибо за просмотр!