Алактазия и галактоземия — наследственные нарушения обмена сахаров: галактозы и лактозы.
Алактазия обозначает полное отсутствие фермента лактазы, который катализирует распад лактозы до галактозы и глюкозы. Галактоземия же связана с дефектом гена фермента GALT, этот дефект не позволяет переводить галактозу в глюкозу, что ведет к нарушениям, связанным с накоплением галактозы и ее производных. Важно отметить, что галактоземии подразделяются на типы, в зависимости от поражаемого фермента в метаболизме галактозы, выше была описана галактоземия первого типа, но для второго и третьего характерны поражения ферментов GALK и GALE.
Оба заболевания относятся к наследственным, каждое из них обусловлено на генетическом уровне. Непереносимость лактозы связана с некодирующим вариантом последовательности в гене MCM6 выше гена лактазы, из-за чего невозможна нормальная активация промотора гена лактазы и формируется невозможность ее синтеза. Ген лактазы у человечества считался спящим до периода появления молочного сельского хозяйства в северных широтах, поэтому у белого человечества процент людей, страдающих этим заболеванием очень низкий. Впрочем, для азиатов и представителей негроидной расы состояние отсутствия лактазы считается абсолютно нормальным. То есть, для нас, белого человечества, непереносимость лактозы — это болезнь.
Для галактоземии нарушения связаны с тремя разными ферментами (как было замечено выше), GALT, GALK, GALE, что соответствует проявлениям галактоземии I (классическая), II и III (галактозепимеразная недостаточность). Наследуются несколько гомо- и гетерозиготных мутаций в участках генов, отвечающих за синтез этих ферментов. Наследование обычно идет по аутосомно-рецессивному типу.
Клиника:
Алактазия обычно манифестирует в 3-5 летнем возрасте, так как с рождения количество пищеварительных гидролаз, в том числе лактазы, максимально высоко, что связано с необходимостью нормального кормления ребенка материнским молоком, но затем количество лактазы падает очень стремительно. Из-за пониженного уровня лактазы, лактоза, содержащаяся в молочных продуктах, не переваривается в тонком кишечнике, вместо этого она ферментируется бактериями дистального отдела подвздошной и толстой кишки. Продукты ферментации вызывают симптомы диареи, вздутия живота, метеоризма и боли в животе. Также имеются данные о связи повышенного риска остеопороза и алактазии из-за отказа от молочных продуктов. Пожилые люди, страдающие алактазией, и при этом имеющие гастрит или язвенную болезнь желудка, имеют низкий уровень усвояемости кальция (По Ли и Красински, 1998). Как правило, пациентам назначается пожизненная диета с отсутствием молочных продуктов.
Галактоземия I типа
У большинства пациентов в неонатальном периоде после потребления галактозы наблюдаются желтуха, гепатоспленомегалия, гепатоцеллюлярная недостаточность, гипогликемия, реже дисфункция почечных канальцев, развитие катаракты. Развитие катаракты в частности связано с тем, что производное галактозы, галактитол превращается в спирт дульцитол, которые накапливается в хрусталике и привлекает туда воду, в связи с чем нарушается конформация белков хрусталика и водно-солевое равновесие. Есть данные, что катаракта возможна даже у плода, если мать употребляла в пищу молочные продукты. Долгосрочные осложнения включают в себя умственную отсталость, вербальную диспраксию, двигательные нарушения и гипергонадотропный гипогонадизм (по Бошу, 2006). Нарушения функций печени в частности связаны с расходом АТФ на постоянное фосфорилирование галактозы, в ущерб энергии другим ферментам, в связи с чем происходит накопление избытка токсических продуктов метаболизма и состояние, при котором печень не способна справиться с этим. К сожалению, приходится отметить, что терапия, даже не смотря на ее раннее назначение и раннюю диету, не приносит результатов (значимых), причины неясны. Международные исследователи пришли к выводу, что причинами неэффективности выступают несвоевременная диагностика и плохое соблюдение диеты, в связи с чем невозможно устранить хроническую интоксикацию галактозой.
Галактоземия III типа, связанная с дефицитом эпимераз первоначально оценивалась как доброкачественное состояние, так как фибробласты, печень, лейкоциты при стимуляции фитогемагглютинином и лимфобласты, трансформированные вирусом Эпштейна-Бара демонстрировали нормальную активность фермента GALE. Однако далее у таких пациентов все равно обнаружили признаки, напоминающие галактоземию классическую, в связи с чем было установлено, что дефицит GALE носит растянутый во времени характер. Терапия такая же.
Лабораторная диагностика:
При лабораторном исследовании в крови определяется галактоза, содержание которой может достигать 0,8 г/л; специальными методами (хроматография) удается обнаружить галактозу в моче. Активность ферментов в эритроцитах резко снижена или не определяется, содержание ферментов увеличено в 10—20 раз по сравнению с нормой. При наличии желтухи нарастает содержание как прямого (диглюкуронида), так и непрямого (свободного) билирубина. Характерны и другие биохимические признаки поражения печени (гипопротеинемия, гипоальбуминемия, положительные пробы на нарушение коллоидоустойчивости белков).