Мы всегда удивляемся мудрости людей в простой и своеобразной форме пословиц, очерчивающих основные каноны жизни. Семь слов данной пословицы – это целая история становления человечества.
Аналог пословицы появился в середине IV века до нашей эры и принадлежит знаменитому древнегреческому философу Аристотелю. Он звучит в переводе с латыни примерно так: старательно учащегося человека поощрят.
Давайте сначала рассмотрим, что говорит пословица в образной форме. Он показывает процесс обучения в форме дерева жизни. Растущие корни – это начало пути человека, который слушает учения жизни уже с трехлетнего возраста, а затем постепенно переходит к трудным, иногда горьким, школьным и студенческим наукам. Ствол дерева может быть представлен как сплошной багаж приобретенных знаний, а плоды, которые питаются соками дерева, являются результатом трудов, основанных на полученных знаниях.
Если ствол дерева не прогнулся под жизненными трудностями – его не изъели гусеницы, он не начал портиться, он не гнётся под давлением шторма, то тогда соки из корней учений питают самые сладкие и желанные плоды. Это разновидности поощрения, изобретения, открытия, карьерный рост, уважение других и радостное осознание достигнутого.
С другой стороны, пословица также имеет психологический аспект. Известно, что мудрый человек учится всю жизнь – область науки обширна и увлекательна. В чем же тогда проявляется горечь? Давайте вспомним из нашей практики, что больше всего способствует усвоению любой науки, на чём учатся все люди? Конечно, на ошибках! И насколько они могут быть горькими, тоже все знают. У нас есть замечательный пример полярных противоположностей - одна дополняет другую, при этом, они не могут существовать друг без друга: горечь науки ведет к сладкому знанию. То, что поначалу кажется горьким, со временем приобретёт сладкий привкус.
Давайте попробуем дополнить ассоциации, возникшие в связи с глубоким смыслом пословицы, расширив характеристику слова «учение». Каждому из нас предназначена задача – индивидуальный курс наук, который мы интуитивно постигаем во всех жизненных проявлениях, движемся в правильном направлении, получая сладкие плоды. Но как часто эти плоды бывают горьки! Видимо, наука не была усвоена, учение не пошло в правильном направлении.
Без правильного ориентира корни дерева жизни, не поддерживаемые периодическим поливом знаний, начали засыхать. Мы наблюдаем это на примере безвольных людей, которые поддаются различным видам зависимости.
Наше время… Человек является вершиной пищевой цепи – просто банальность, но сколько люди уделяют этому внимания. Человек намного чаще становится охотником, чем добычей, но если капнуть чуть глубже, то совсем недавно человек не выглядел так грозно и зачастую сам становился добычей. В чем же дело? У каждого хищника есть грозное оружие, будь то когти, острючие зубы или опасный яд, но человек не имеет ни первого, ни второго, ни третьего. Так благодаря чему ему присвоено первое место в пищевой цепи? Ответ напрашивается сам – оружие. Когда-то это была палка, позже палка с камнем (копьё), а дальше лук, пистоль, пушка и т.д. Человек учился оперировать предметами, (чего не могут другие животные) и благодаря развитию, человек вырвался на вершину, стал во главе животного мира.
И теперь, в современном мире, когда почти нет нужды доказывать своё превосходство силой другим животным, человек углубляется в науку. Началась битва людей.
Каждый человек желает оставить о себе память будущему поколению, хочет прожить жизнь не зря, быть чем-то полезен. Постепенно человек познаёт окружающий мир, понимает происходящие в нём процессы и сейчас, когда, например, радио является довольно примитивной технологией, мы с лёгкостью понимаем, как оно работает, при этом восхищаясь новыми технологиями, например, видеосвязью. Необходимо вдуматься, радио такое простое, но почему было придумано совсем недавно? Практически все открытия и изобретения имеют за своей спиной огромную базу накопленных знаний, бессчетное количество проведенных опытов и экспериментов, и это все не за одну сотню лет. Прежде чем открыть радио, человечеству необходимо было открыть свойство окружающей среды передавать совокупности физических величин (волны), открыть и изучить электричество, разобраться с электромагнитными свойствами объектов и многое другое. Постепенно знания накапливались и следующим поколениям уже не нужно было ставить сотни опытов и посвятить этому всю свою жизнь, они уже использовали полученные данные, имели уже некое представление, некую основу. И сейчас ничего не изменилось, та же видеосвязь использует ту же технологию, что и радио, только доработанную годами и усовершенствованную сотнями новых открытий.
Ходит мнение, что открывать что-то новое становится сложнее, все “простое” уже открыто, эпоха открытий прошла. Доля правды в этом имеется, но на деле не так, просто сейчас, чтобы сделать что-то новое необходимо изучить большую базу знаний и если когда-то этих знаний хватило бы, то сейчас, это просто так называемые “азы”.
В школе нас учат “азам”, вкладывают необходимую основу, которую должен знать каждый и которой должно хватать, для того чтобы определиться, что изучать в дальнейшем. Человек сам должен понять, к чему он предрасположен, что “даётся” ему проще всего. После, понадобится приложить колоссальный труд, отказаться от многого и уделить большую часть своего времени только на то, чтобы изучить весь накопленный к нашему времени материал по данной теме. Ничего не бывает “просто”, и лишь немногие способны на это, поэтому жизнь здорово отплачивает за большой труд. Человек, который является хорошим специалистом в своей сфере, всегда может найти достойную работу и это на тот случай, если не получится “освоить что-то новое”. Трудолюбивые люди, опирающиеся не на авось, а на свои знания (если таковы имеются), всегда будут находиться чуточку выше других, и не важно в каком понимании, будь то в плане достатка или духовного умиротворения. Не зря в народе говорят: «Тяжело в учении – легко в бою».