Я уже рассказывал, и в первой части, и во многих других рассказах, о том что жизнь повернулась так, что труднопроходимые направления -рядовое явление в повседневной жизни. Трудовые будни...так что нет ни какой героики. Есть обычный отрезок пути, от пункта А до пункта Б.
Рассказывал я, в предыдущих частях, о транспортных средствах, на которых преодолевались эти, непростые, пути...а сейчас хочу рассказать, о дорогах, соединяющих труднодоступные точки на карте - таёжные посёлки газовиков и нефтянников, лесорубов, строительные участки на трубопроводах, геологические партии, национальные посёлки аборигенов...мест оторванных от цивилизации большую часть года и хорошо если летает туда вертолёт, или есть, летом, навигация...
Когда температура опускается ниже ноля...замерзает корка непроходимых болот, на реках замерзает лёд, выходят дорожники, на строительство зимних дорог - зимников и ледовых переправ...
и тут наступает самый сложый момент. Всё то что помогает строителям зимников им и мешает!
Рано выпавший, в больших объёмах снег, укрывает болота и замедляет их промерзание.
Сильные морозы замораживают воду в помпах техники намораживающей лёд на реках и рвут лёд, создавая трещины. И тогда техника, строящая переправы уходит под лёд, унося с собою чью то жизнь...Выплыть, из под льда, в стремительном течении ледяной воды -не возможно
но без этих жертв, без тяжёлого труда дорожников, невозможен Северный завоз. То что обеспечивает население и предприятия "краёв географии" продуктами, топливом, строй материалами, оборудованием, техникой, да и просто даёт возможность людям выехать на транспорте на Большую Землю
Но жизнь зимника скоротечна
Первая оттепель, и пошла колея, а ещё несколько недель и ровная, как автострада, дорога превращается в непроходимую грязевую реку...
В интернете много и фото и видео того как преодолеваются зимники. Про утонувшие, вмёрзшие, замёрзшие, утонувшие в грязи машины...может быть, про это расскажу, потом, и я...
Сам же, зимник, обычно строится так - техника снимает слой снега до грунта (либо наоборот, чем то, имеющим большую площадь опирания колёс или гусениц утрамбовывает снег) что бы грунт максимально промёрз. Болотистые участки лежнюются, укладывается дорнит, горбыль, стволы деревьев, иногда отспается слой грунта...всё хорошенько промораживается...а потом - постоянно чистится "клином" - сваренным в виде клина отвалом, на всю ширину зимника. И ровняется - старыми тракторными гусеницами, разбивающими накатанные гребёнки и кочки...
На реках же, в ручную, зачищаются торосы -спиливаются торчащие льдины. Расстилается дорнит (нетканное синтетическое полотно), и поливается водой, с постоянными замерами толщины льда...иногда, устраивается лежнёвка, тоже пролитая, хорошо, водою...
и намораживая слой за слоем, воююя с пытающимися прорваться через недостроенную переправу жителями, строится ледяной мост
Часть первая - тут...и как обещал - про свои приключения на Зимнике