Эпохи Средневековья и древности в Мире Темной Змеи наполнены магией. Мы упоминаем о целительной и боевой магии, о способностях вампиров зачаровывать своих жертв, о чтении мыслей и даже об умении менять реальность, манипулируя эмоциональными запахами. Темы, связанные с магией, испокон веков были окутаны сотнями мифов, и правду от вымысла отличить не так-то просто. Самое время расставить все точки над «i» и поговорить о ней серьезно.
Что такое магия?
Под магией в Мире Темной Змеи подразумевают волевое (ментальное) усилие, влекущее за собой изменения во внешней реальности. Как многие из вас знают, Темный мир был рожден из предельно сконцентрированных человеческих страхов, обретших плоть и кровь. Магия работает по такому же принципу. Предельно сконцентрированная воля меняет реальность. Не будем забывать о том, что речь идет о темном времени, то есть, о материи, которая охотно отзывается на любые изменения (и в каком-то смысле этих слов жаждет таких попыток). Это значит, что любое, даже самое «бесталанное» темное существо» низшего порядка оказывает влияние на Темный мир. Ваши мысли могут переродиться во что-то материальное вроде пыльного демона с острыми зубками и злобными красными глазками. Смертный ребенок с печатью Лилит создает таких в огромном количестве, не подозревая об этом. Но не будем забегать вперед.
Какой бывает магия?
Условно типы магии в Темном мире можно разделить на две категории. Первая - самая большая - магия пассивно-созидательная. Вторая - намного меньше первой - магия творения. К первой категории относятся следующие типы.
«Классические» способности, встречающиеся как у обращенных, так и у необращенных. Умение различать эмоциональные запахи, зачаровывать, стирать определенные воспоминания из памяти, умение «звать» жертв (для обращенных). Сюда же можно включить умение создавать заклинания для предметов и домов, а также основной уровень владения искусством осознанных сновидений (включая способность «сочинять» сны для других).
Темная медицина. Медицина в Мире Темной Змеи большей частью построена на магии. Она включает в себя умение поставить диагноз пациенту на основе изменений в эмоциональном запахе и ряд других способов диагностики, а также способность лечить с помощью рук. Почти все врачи, практикующие темную медицину, лечат с помощью собственной энергии, и это, как вы можете догадаться, отнимает у них массу сил - именно поэтому необращенные медики встречаются редко (за исключением высших темных эльфов). Существует другой уровень темной медицины, о котором мы поговорим ниже. Помимо прочего, здесь мы имеем дело с особыми травами и отварами, для подготовки которых также требуется ментальное усилие.
Боевая магия. Как можно понять из названия, этот тип магии используется воинами, и за него мы должны поблагодарить необращенных, а именно - янтарных Жрецов, потому что родоначальниками боевой магии считают именно их. В отличие от вампиров, от природы получивших способность быстро двигаться и менять форму тела, темные эльфы таким похвастаться не могли. Они полагались на воинское искусств и, конечно же, на боевую магию. Условно ее делят на оборонительную, то есть, связанную с эффективным использованием оружия (сюда же можно включить способы облегчения боли и быстрого заживления ран), и атакующую. Темное существо, овладевшее атакующей магией, умеет манипулировать сознанием противника, а в ряде случаев и внушать ему определенные мысли или эмоции (например, страх) и нанести вполне реальные раны.
Боевую магию часто относят к второй категории, магии творения. Правда ли это? Нет. Для того, чтобы понять разницу между пассивно-созидательной магией и магией творения, нужно узнать, как устроен Темный Мир изнутри.
Что такое темное время?
В отличие от светлого времени, которое, как все мы знаем, движется по спирали, темное время являет собой отдельные циклы, в определенный момент сменяющие один другой. Этот момент называется «сменой темных вех». Смене предшествует кризис, период всеобщего разлада и нестабильности. Так проявляет себя нарушение равновесия, в соответствии с законами которого существует Темный мир. Во время смены темных вех все населяющие его создания оказываются на перекрестке. Или, если говорить точнее, в лабиринте с бесконечным количеством ходов. Каждый из этих ходов являет собой отдельный слой темного времени. Таких слоев миллиарды, и все они разделены на уровни. К примеру, низшие темные существа, жрецы культа сладострастия, находятся на верхних слоях, максимально близко к светлому миру, а поэтому похожи на людей. Обращенные существа живут на более глубоких слоях темного времени. А некоторые обитатели Темного Храма, такие, как Хранительницы Огня или Хранители Темной Библиотеки, обитают так глубоко, что даже не имеют привычного для восприятия человека облика. Проще говоря, смертный может увидеть жреца сладострастия или вампира, а вот Хранительницу Огня - нет. Если, конечно, у него нет печати Прародительницы. В момент смены темных вех Великая Тьма - или Великий Свет? Философский вопрос… - как бы перетряхивает колоду карт с разными слоями темного времени, а потом кладет эту колоду обратно в стол. До следующей смены темных вех. В этот период грани между слоями очень тонки, и ощущение близости чего-то неведомого особенно сильно. Именно это причиняет подавляющему большинству жителей Мира дискомфорт.
Итак, карты убраны в стол до следующей смены темных вех, но другие слои темного времени никуда не делись. Самое время задать вопрос: если темное время так хорошо реагирует на мысли и попытки его изменить, можно ли добраться до более глубоких слоев? Можно ли создать такой слой самому? Вот мы и подошли к самому интересному!
Магия творения
Очевидно, что слои темного времени не появились сами по себе. Но кто же их создал? Неужто Великий Ариман? Он постарался, спору нет. Но старался не только он. Удобнее всего объяснить принцип действия магии творения на примере шаманов Сновидцев.
Как известно, Сновидцы не являются темными существами, и печати Прародительницы у них нет. Тем не менее, именно они принесли магию творения в Темный мир. Сон - это особое состояние, в котором грань между темным и светлым мирами очень тонка. Во сне можно с относительной легкостью нащупать так называемые нити силы, из которых состоит все пространство Темного мира. Неустанно практикуясь и обостряя чувства с помощью особых трав, Сновидцы обучились искусству управления реальностью. А потом - и искусству создания новых миров в других слоях темного времени. Природные носители магии такого рода - темные шаманы, существа, живущие в самой глубине (в самой основе) Темного мира. Именно они «плетут нити судьбы» для всех его жителей.
Чем же отличается магия творения от пассивно-созидательной магии? Во-первых, тем, что она требует колоссальной концентрации воли и не доступна низшим темным существам. С другой стороны, молодому Эрфиану в дилогии «Советник» это удалось (спасибо хорошей наставнице). Во-вторых, тем, что магия творения, если можно так выразиться, делает вас богом, пусть и в небольших масштабах. Так, если вам скучно, вы можете создать себе милый уютный мир с необитаемым пляжем и отправиться туда на неопределенный срок, тогда как в мире, где обитает ваше истинное тело, не пройдет и нескольких минут. Вы можете излечить любую болезнь, не двинув при этом даже пальцем, или лишить кого-то жизни с такой же легкостью. Существо, владеющее магией творения, держит в своих руках силу, граничащую с безумием, и все, что оно делает, дается ему играючи. Первый советник Ирфин (подробнее - см. трилогию "Лунная тень") одинаково преуспевал в магии и целительстве вовсе не потому, что получил от матери гены янтарных Жрецов. Магия творения, доставшаяся ему от отца, позволяла использовать внешнюю энергию для достижения целей. Ирфин не встретил мудрого наставника и знакомился со своими способностями самостоятельно, а посему раскрыл лишь часть своего дара. И, наверное, это к лучшему. Представьте себе существо, раскрывшее всю мощь магии творения. Серьезная угроза равновесию, не так ли?
Пограничные области магии
Не существует идеальных классификаций и систем. И о магии можно сказать то же самое. Некоторые ее типы можно отнести как к пассивно-созидательному, так и к творческому.
Обращение. Обращение называют главной тайной Мира Темной Змеи. Основной инстинкт, эмоциональная потребность, слабость, атавизм, комплекс… Бесспорно, обращение - это магия. Его суть сводится к тому, что создатель сперва убивает свое будущее дитя силой мысли, а потом дарит ему новую жизнь, возрождая в темном времени. За долю секунды в организме смертного, превращающегося в вампира, происходят тысячи изменений, и этот процесс можно назвать актом творения. Новых слоев темного времени создатель не создает - он создает новое темное существо. А, значит, меняет структуру Темного мира, пусть и на самом основном уровне. К какому типу магии отнести обращение? Вопрос на миллион.
Воскрешение. Этот радикальный способ «лечения» популяризировал старший каратель Винсент. Правда, воскрешал он только смертных (иногда - не самых обычных), но вопрос напрашивается сам собой: воскрешение - это про пассивное созидание или все же про творчество? Винсент дает пациентам своей крови и прилагает волевое усилие, произнося заклинание на темном языке. Что происходит в теле смертного в тот момент, когда он возвращается к жизни? А что происходит в темном времени в тот момент, когда Винсент творит свою магию? Давайте вспомним его историю. Винсент всегда был очень способным и тонко чувствующим существом. Он обожает задавать вопросы, копает глубоко и учится с невероятной скоростью. Темной медициной он начал заниматься практически сразу после вступления в Орден под руководством своего наставника Киллиана. В Средневековье Винсент успешно лечит людей и темных существ, а к современности становится врачом с самым большим практическим опытом. Не будем забывать и о том, что в свое время он обучался в Темной Библиотеке, где под руководством Авироны осваивал азы темного знания, науки, изучающей истинное строение Темного мира. Может ли существо, находящееся на таком уровне ментального и духовного развития, перейти порог между пассивно-созидательной магией и магией творения неосознанно? Вполне возможно!
Магия следопытов. Особая порода темных эльфов, представители которой боятся предметов из храмового серебра и с рождения наделены способностью, называемой даром, к современности почти исчезла, но в Средневековье следопыты встречались чаще. Если обращение и воскрешение можно отнести к одному из двух упомянутых выше видов магии, то их магия стоит особняком. Кое-кто сравнивает ее с магией Сновидцев, но с этим можно поспорить. Следопыты, в отличие от шаманов, дар извне не получают. Они рождаются с ним, и он подаст голос даже в том случае, если с эльфом не будет работать наставник. Лоуренс Уайт (подробнее - см. "Тишина в эфире") говорит «я родился с врагом внутри», и это очень хорошо описывает суть магии следопытов. Можно сказать, что их дар - отдельная сущность, которая умрет без своего владельца, и они ежедневно сражаются друг с другом за власть. Точнее, дар хочет власти, а владелец дара хочет сохранить трезвый рассудок.
Сила следопыта, раскрывшего свои способности с помощью наставника, очень велика. Как и Сновидцы, он использует внешнюю энергию (точнее, энергию дара) для достижения целей. Следопыты могут манипулировать эмоциональными запахами, безошибочно чувствуют «жертву» в многомиллионной толпе или на другом конце света, виртуозно владеют искусством осознанных сновидений. Если дар по-настоящему силен - как в случае Лоуренса, например - его носитель не просто внушает кому-то определенные мысли или читает их, но проникает в сознание и может вытащить оттуда что угодно, включая давно похороненные воспоминания, а порой и подключается через это самое сознание к мыслям других (!). А суть дара Неферу, одной из героинь второго тома трилогии «Лунная тень», покажется удивительной даже другим следопытам - она видит еще не существующие события в еще не существующих мирах, куда темные существа могут попасть после смерти. «Да это же безумие», - скажете вы. Именно так - безумие - следопыты иногда называют свой дар. Он достоин того, чтобы стать третьим видом магии, не так ли?