Найти тему
Фотодизайн

«МАША СЕМЕНОВА и проблемы трансформации действительности в фотографии»

Процесс ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ в изобразительном искусстве начался испокон веков. С наскальных изображений, надо думать. Но все эти сотни веков ИСПОЛНИТЕЛИ, сразу обзовём их ХУДОЖНИКАМИ, стремились минимизировать различие между изображаемым ими миром и миром, который они изображали. До недавнего времени. Вплоть до 19 века художники всех направлений и стилей стремились добиться максимального сходства изображения с оригиналом.

На этом ликбез по истории живописи приостановим, и перейдём к героине нашей статьи «Маша Семенова и проблемы трансформации действительности в фотографии» (это, чтобы звучало максимально по научному).

Машу привела Даша. Дашу мне рекомендовал Х. Цевенков, коллега по преподаванию в Художественно-промышленном техникуме Центра реабилитации инвалидов. Надо было срочно спасать Дипломный проект по полиграфии бездельника Мишки Н. Даша переиначила сюжет и изобразительный ряд заброшенного Мишкой фотокоммикса и довела оригинал-проект до «бумажного» образца. В результате Мишка защитился на «четверку», А НАША «СТУДИЯ110» ПРОИЗВЕЛА БРОШЮРУ «ДИАЛОГИ ЛЮДОЕДОВ», ПЕРВУЮ ИЗ ЭПОПЕИ ФОТОПОВЕСТЕЙ «ХРОНИКИ 66-ГО ОТДЕЛА». На «первую роль» Даша предложила свою кандидатуру, НА «ВТОРУЮ» ПРИВЕЛА СВОЮ ПОДРУГУ МАШУ СЕМЕНОВУ, тогда уже студентку Государственного университета управления Правительства г. Москвы. Это, чтобы вы знали, откуда, что взялось… Но об этих событиях мы поговорим позже, в отдельной статье.

-2

К моменту, когда Маша робко принесла в студию показать свои первые фотоработы, она уже владела несколькими иностранными языками и уже возила в качестве гида шведских студентов из Антверпена в Китай, и обратно – китайских в Стокгольм.

Фотоаппарат – изобретение опасное. И вовсе не фантастическими возможностями его последних конструкций, а тем, что лучше любого теста расскажет ВСЁ о его владельце, авторе сделанных с его помощью снимков.

Среди авторов фото есть те, кто снимает непонятно зачем и что – и мы, комментаторы, зовём их «поливальщики». Есть те, кто снимают друзей и близких «на память». Тех из них, кто выходит за пределы - «бытовухи» и при этом интуитивно соблюдает правила композиции, мы зовём «документалисты».(Не путайте любителей с профессионалами технических документивубщих съёмок научно-технического характера) Тех, кто любит снимать события принято звать «репортерами» и пр. и пр.

Но сразу с первых снимков можно выделить тех авторов, кто помимо наблюдения за действительностью стремится её осмыслить. Т.е. людей с «художественным началом».

В работах, принесенных Машей, это «переосмысление» увиденного органически ощущалось. «В каждом слове есть своё таинственное недоумение.» - Сказывал кто-то из мудрецов. В каждом снимке фотографа-художника это «недоумение», этот подтекст, вроде бы, очевидного, ощутим тем более.

Тогда, в протоколе Худсовета Студии я записал:

« Представленные на Худсовет работы Маши Семёновой не безупречны, но со всей определённостью говорят о наличии художественного вкуса автора и его специфическом «фотографическом» видении. Совершенно очевидно, что уже на ранней стадии освоения фотоаппарата автор перешёл рубеж «от наблюдения к творчеству» и ставит перед собой четко обозначенные эстетические задачи. Разумеется, автору ещё предстоит систематизировать приобретаемые навыки и знания присущие фотохудожнику, но в подлинности дарования ему не откажешь».

Цветик-семицветик
Цветик-семицветик
На перепутье
На перепутье
-5
-6
Автопортет
Автопортет
-8
-9
Кислотные сны
Кислотные сны
Концерт на обочине
Концерт на обочине
Не тормози
Не тормози
Поп-арт
Поп-арт

Худсовет сразу же рекомендовал включить работы Маши в готовящуюся экспозицию Студии 110 на выставке «Москва и москвичи. Предки и потомки». С этого момента Мария Семенова Стала постоянным участником всех экспозиций «Студии 110», «Фотодизайна» и «ФОТОТЕАТРа»… Мастерство Маши от года к году крепло. Но феномен «трансформации действительности» продолжал прослеживаться и в её последующих работах, обративших на себя внимание специалистов конкурсных жюри выставок с 2010 по 2018 годы. В т.ч. «МИР МОЛОДЫХ», «ВТОРЖЕНИЕ В ФОТОГРАФИКУ», «РУСЬ ЛЕТОПИСНАЯ», «ЗУКИ ВРЕМЕНИ» в г. Гродно

Кое, что из дипломированных работ я здесь собрал.

Степень неравновесия
Степень неравновесия
Инь- Янь
Инь- Янь
Сон разума
Сон разума
Инстоляция
Инстоляция
-18

Казанский собор
Казанский собор
Из цикла отраженья (1)
Из цикла отраженья (1)
Из цикла отражения (2)
Из цикла отражения (2)
-22
-23
Портрет молодого человека
Портрет молодого человека
...И твоя любовь тоже...
...И твоя любовь тоже...
Из цикла отражения (3)
Из цикла отражения (3)
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение
-28
Вперед и вверх...
Вперед и вверх...

Переход от эпатажа «молодежного андеграунда» к «ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВИДЕНИЮ», свидетельствующему о «подлинности дарования» художника ОПРЕДЕЛЕННО ЗАМЕТЕН.

Тенденция «трансформации действительности» весьма пригодилась Марии Семеновой в качестве работника рекламного агентства. Но, увы, значительно снизилась активность авторской художественной работы. А с замужеством и рождением дочери Полины (сейчас уже шестимесячной), видимо, Маше вообще стало не до творческих поисков…

Однако, смеем надеется, что всё ещё только начинается…

Владимир Владимиров (ВВ.)