Найти в Дзене
Tanysha69

Почему раньше женщины уходили в монастырь.Причины.

Еще триста-четыреста лет назад постриг для женщины был вполне обычным делом. Причем такую судьбу выбирали и принцессы, и знатные дамы, и крестьянки. Некоторые даже отказывались от короны ради поста и молитвы.
В Темные века в Европе почти повсеместно распространяется культ святых. Праведниками становились и миряне, однако в монастыре шанс достичь небесного рая на земле был велик как никогда.

Еще триста-четыреста лет назад постриг для женщины был вполне обычным делом. Причем такую судьбу выбирали и принцессы, и знатные дамы, и крестьянки. Некоторые даже отказывались от короны ради поста и молитвы.

В Темные века в Европе почти повсеместно распространяется культ святых. Праведниками становились и миряне, однако в монастыре шанс достичь небесного рая на земле был велик как никогда. При этом одновременно с христианством распространяется и массовая истерия по поводу конца света и грядущего Страшного суда. Событие всерьез ожидалось в 1000 году. Люди бросали имущество, принимали обеты, уходили в паломничество, а в монастырях сомневались, стоит ли составлять календарь на год апокалипсиса.

Нужно понимать, что вплоть до эпохи Просвещения жизнь женщины была короткой и изнурительной, даже если речь шла об аристократке. Девушки выходили замуж в 12-13 лет и начинали рожать.

Каждые роды были связаны со смертельным риском для жизни и здоровья матери и ребенка.

Забвение наук, произошедшее после распада Римской империи, отразилось на элементарных знаниях. В медицине царило суеверие и невежество, процветало шарлатанство. Поэтому роженица каждый раз играла в рулетку с судьбой. А так как эффективных средств контрацепции также не существовало, то сознательно ограничить количество беременностей было невозможно. Естественно, организм быстро изнашивался, поэтому уже в 30 лет женщина могла считать себя долгожительницей.

Если девушка принадлежала к низшему сословию, то она была обречена на тяжелый труд без скидки на здоровье и возможности. Отказаться от замужества было нельзя, ведь тогда женщина становилась вечной иждивенкой родителей, а потом братьев, что также отражалось на отношении к ней.

Даже благородные дамы и принцессы не могли мечтать о другой участи, кроме как продолжить древний род и войти в незнакомую семью, часто на положении заложницы в политическом союзе. Разумеется, были и исключения, когда женщины возглавляли войска своего мужа или отправлялись в крестовые походы, но для большинства такая опция была недоступна.

Получить даже начальное образование было почти невозможно. Во-первых, оно было сосредоточено в монастырях и храмах, и находилось в относительном упадке, во-вторых, даже короли Раннего Средневековья не всегда умели грамотно писать.

Женщину, слишком интересующуюся книгами, могли заподозрить в колдовстве и ереси. Ведь знание считалось прерогативой мужчин.

Наоборот отказ от мирской жизни давал женщине немало преимуществ — образование, определенную свободу от власти семьи, шанс прожить дольше и быть здоровее, гарантированный кусок хлеба и даже возможность сделать карьеру — например, стать аббатисой

С постепенным освобождением общества от церковных догм во времена Возрождения жизнь женщины также стала разнообразнее. Привлекательность монастырей, как единственной альтернативы, стала падать, однако количество монахинь не уменьшилось.

Дело в том, что монастырь в католических странах стал естественным убежищем для бесприданниц из разных сословий, и прежде всего, обедневших дворянских семей. Если в такой семье было несколько дочерей, то все рассчитывать на замужество не могли.

Не имея возможности обеспечить дочерей приличным приданым, отец пристраивал их в монастыри, где они могли получить хоть какое-то содержание до конца жизни.

Разумеется, мнения девушки при этом никто не спрашивал. Впрочем, для многих даже затворничество было предпочтительнее участи всеми презираемой приживалки в семье братьев.

Девушки из протестантских стран (Англия, Нидерланды, скандинавские страны, северная Германия) были лишены такой возможности. Это стало стимулом для постепенного вовлечения женщины в ранее мужские сферы занятости. И хотя женщинам платили гораздо меньше за тот же объем работы (даже в шахтах), это все же стало началом их финансовой независимости.

В России монашеская келья была уделом и незамужних царских дочерей, и постылых жен. Какой бы знатной и богатой не была девушка, стать хозяйкой своей жизни она не могла. Однако для бедных женщин монастырь был лучшим вариантом, чем пожизненная нищета.

-2