Всем привет и поздравляю с наступившим новым годом! Разумеется, все люди сейчас гадают, каким он будет и что нам принесет. После мучительного 2020 года, какие ваши ожидания?
Мне, как психологу, интереснее всего думать о новом годе через призму психологических сюжетов. Или прямо целых психологических портретов, архетипов. Архетип – термин, введенный психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом, обозначающий цельный образ или символ в человеческом коллективном бессознательном. Архетипы существуют с древнейших времен и настолько знакомы нашему подсознанию, что вызывают предсказуемую реакцию. Она может нам нравиться или не нравиться, но эта реакция выработана столетиями эволюции.
Один из наиболее интересных и противоречивых архетипов – Демон. Этот архетип стал одним из первых, представленных и описанных Юнгом еще в 1912 году в книге «Метаморфозы и символы либидо».
Иметь душу значит подвергаться риску жизни, ведь душа есть демон — податель жизни, эльфическая игра которого со всех сторон окружает человека. Поэтому в догмах этот демон наказуется проклятиями и искупается благословениями, далеко выходящими за пределы человечески возможного. Небеса и ад — вот судьба души.
К.Г. Юнг, «Архетип и символ»
Демон – одно из базовых воплощений либидо и отличается следующими чертами:
- Умеющий очаровывать, умный и харизматичный
- Безупречный лжец и мастер манипуляций
- Привлекательный объект базовых влечений
- Тонкий знаток человеческих слабостей
- Беспощадный и бессердечный
Сразу чувствуете, что это вечный образ, который миллион раз встречался нам в литературе и кино? Тут и шекспировский Яго, изощренно и безжалостно манипулировавший чувствами и судьбами Отелло и Дездемоны. Инфернальный Лорд Генри из «Портрета Дориана Грея», превращающий светлого юношу в свое аморальное подобие. Разумеется, булгаковский Воланд. Демон – символ искушения, он бесконечно притягателен и страшен очевидным воздаянием за грехопадение.
В истории российской эстрады были персонажи, которых я бы назвал идеальным воплощением этого архетипа. Первый из них – безусловно, Муслим Магомаев. Но мне кажется еще более демоническим – Александр Серов. В отличие от неизменно изысканного Магомаева, Серов всегда был проще и очевиднее в своей сексапильности, он был как Темная сторона – быстрее и понятнее.
В памяти миллионов советских и российских женщин именно Александр Серов остался идеальным любовником и певцом любви. Черный пиджак и небрежно расстегнутая белоснежная рубашка, подбородок Тимоти Далтона, мощный драматический вокал и широченные жесты на сцене. И, разумеется, «я люблю тебя до слез», «лепестками белых роз наше ложе застелю» - советские женщины, не привыкшие к прямому выражению со сцены сильных чувств, сходили с ума полными залами. Стас Михайлов – лишь бледное подобие, жалкая попытка выйти на запредельный уровень харизмы Серова.
В той любви, о которой пел Серов, кроме драматичной романтики, всегда была максимально животная страсть, искавшая физической близости. «Тихо придешь, разденешься», «Ты мне случайная жена, вокруг ворованная ночь», «Не будем ведать мы в объятьях, что жизнь за дверью ждет…»
А еще – любовь Серова всегда запретная, недопустимая, нарушающая границы приличия. «Входили вместе мы в обман», «Чужую взял к себе весну», «А дома ждет тебя семья», «Давай друг друга украдем».
Высшая точка демонического творчества Александра Серого – это, конечно клип «Ты меня любишь»: с лимузинами, яхтами, пылающим на набережной роялем и идеальной покоренной женщиной, Констанцией всея СССР, Ириной Алферовой.
Почему я убежден, что именно Демон станет одним из главных архетипов нового года? Потому что 2021 станет годом освобождения после ограничений и сложностей ушедшего 2020. Это будет год, когда люди, уставшие от локдаунов и изоляции, вырвутся в мир в поисках ярких эмоциональных впечатлений, которых им так долго не хватало. В такие времена люди погружаются в пороки, а где пороки – там и демоны.
Что делать и как готовиться к встрече с Демонами? Поговорим об этом в слудующей статье. А пока - делитесь своими идеями!
#психология #психоанализ #архетипы #искусство #музыка #поэзия