Исправители мира уже столько напортачили за всю историю несчастного человечества, столько кровушки пролили и людей замучили, – чтобы, значить, все правильно сделать, – что, по-хорошему, попытки исправления мира уже давно должны у людей считаться самым презренным занятием.
Но – не получается, дело исправления мира продолжает зажигать в каждом сердце пламя энтузиазма, руки продолжают чесаться. Кто там еще неисправный ходит? – подать его сюда! – Глаза наливаются кровью и сияют жаждой справедливости.
Так что, так и будем уничтожать мир с целью сделать его лучше? Доколе?
Видимо, дотоле, пока не разделим аккуратно наши начала, – божественное и животное.
То есть поймем, что каждый из нас в своей жизни – не больше, чем обычное «социальное животное», как нас определил какой-то классик. А исправлять животное – это, как когда-то говорили, «колхоз «Напрасный труд». Потому что животных люди, как известно, не «исправляют», а переделывают под себя. Точно так же мы и друг друга, а то и целые группы и массы людей, пытаемся переделать под себя, под свои представления.
А что же в нас божественного? В нас самих – и не ищите. Из самих нас ангелов делать, – только искалеченные судьбы, искалеченные люди…
Божественные – это взаимоотношения между нами. И то – еще только могут стать. Зато абсолютно бескровно. Абсолютно бесплатно. Абсолютно приятно.
Нужны только две вещи:
– цель общая, то есть ощущение необходимости,
и – цели частные: чем заниматься совместно, практически.
При этом боясь, как огня, исправлять друг друга. Зато – друг друга уже не боясь: цель-то одна на всех.
И кто скажет, что жить, не боясь никого, будучи уверенным во всех, – это не рай на земле?