Найти в Дзене
Александр Дедушка

День родной школы, родного города и родной страны в лагере друзей.(ДРУЖБА И КОЛЛЕКТИВ)

Оглавление

День родной школы

День также может начаться с предварительного анкетирования. Его можно провести методом неоконченного предложения. Пусть каждый продолжит: «Школа для меня – это…». Далее можно провести важное развитие темы.

Если ответы были развернутыми, то ведущий предлагает всем сократить его до одного слова. В ходе опроса устанавливается очень наглядная картина, по которой можно судить о реальном месте школы в эмоциональной жизни каждого. Обязательно нужно подсчитать, сколько школ-«каторг», «вторых домов», «радостей», «скук» и тому подобных определений школы содержатся в эмоционально-образной копилке учеников.

В развитом коллективе из этого последействия возможен выход в групповую работу.

«Образ школы» - ученики со сходным восприятием объединяются по группам и выражают свой образ школы через соответствующую песню, инсценированную пословицу, кадры какого-то фильма и т.п. – в общем, любой образ, который, по мнению группы, наиболее точно выражает их восприятие школы.

Групповая дискуссия «Учителя и ученики: кто виноват?» - переводит эмоционально-образное восприятие в словесно-логический план. Дискуссия проводится по тому же алгоритму, как и в случае с детьми и родителями, и тоже бывает очень информативна. Все проблемы между учителями и учениками выходят наружу и являются материалом для дискуссии. Важный психолого-педагогический нюанс содержится в смене ролей учителей и учеников в ходе дискуссии. То есть, те ребята, которые только что обрушивались с гневными речами против учителей, сами становятся ими и вынуждены искать аргументы к самооправданию. Это хорошая, в том числе и нравственная гимнастика, приучающая не торопиться с обвинениями против кого бы то ни было, а пытаться понять других людей.

«Экскурсия по школе» - центральное дело по тематике дня. Она значительно оживляет, а порой и трансформирует представление о школе, ломая стереотипы ее восприятия. Игровая оболочка дела заключается в следующем. В школу прибыла делегация из иностранных туристов, которые кроме понимания языка общения не имеют никакого представления о жизни российской школы. Им здесь все «впервой», и все может вызвать вопросы, на которые «экскурсоводы» должны быть готовы ответить.

Весь коллектив изображает этих заинтересованных туристов, но вся изюминка игры заключается в том, что до последнего момента никто не знает, кто будет очередным экскурсоводом. Экскурсовод определяется по прибытии на очередной «объект» обыкновенным «вытаскиванием из коробочки». Это заставляет каждого быть в напряжении и готовиться к этой роли, пытаясь во всем привычном и сотни раз виденном увидеть то, что может заинтересовать «иностранцев».

Экскурсия начинается с обхода школы по ее периметру, заходом внутрь и проводом по всем важным объектам от кабинета директора до туалета. В качестве подготовки к этому делу неплохо позаботиться, чтобы соответствующие места и хотя бы некоторые учебные классы были открыты. Будет еще лучше, если и некоторые учителя окажутся на своих местах и примут участие в удовлетворении любопытства иностранцев. Впрочем, в случае их отсутствия можно изобразить ответственных учителей самими участниками. Это придает еще большую напряженность и динамизм экскурсии.

В ходе последействия выясняются ощущения всех экскурсоводов, и вполне возможен выбор наилучшего из них.

Закончить тематическую работу можно Ромашкой «Из жизни школы». Разделившись на команды представить после соответствующей подготовки сценки:

- из жизни учителей;

- из жизни учеников;

- из жизни родителей;

- из жизни техничек;

- из жизни директора.

На итоговом «огоньке» можно поднять вопрос, изменилось ли что нибудь в восприятии родной школы и что значит, быть ее другом.

День родного города

Целеполагание дня заключается в постановке перед ребятами задачи, попытаться осознать, чем каждый может быть полезен для своего родного города. Насколько это удастся понять – будет обсуждено на итоговом «огоньке».

«Биржа профессий» - творческая индивидуальная разминка.

Каждый придумывает себе профессию, начинающуюся на его персональную букву. Профессия может быть самой необычной, в том числе и несуществующей – полет фантазии только приветствуется. Главное – это задействовать свою букву и выразить самого себя, все свои способности, чтобы через нее принести максимальную пользу своему родному городу.

Игровая оболочка игры состоит в имитации биржи труда, где каждый рекламирует свою профессию, доказывая ее нужность перед всеми участниками. После круга реклам, ведущий предлагает каждому стать мэром города и «нанять» трех профессионалов, записав три наиболее понравившиеся профессии в свой блокнот. Далее по кругу идет голосование. Называется профессия, и поднимаются руки тех, кто нанял такого «специалиста». Трех самых востребованных профессионалов можно чем-то наградить.

Дальше работу по этой теме дня мы вели в рамках большого коллективно-творческого дела «Город веселых мастеров».

Сначала коллектив разделился на четыре микроколлектива. Затем был проведен мозговой штурм по определению представляемых учреждений города. Каждая группа выбрала себе учреждение. У нас это оказались: скорая помощь, театр, археологический музей и баня.

После соответствующей довольно длительной подготовки, связанной с приготовлением соответствующего реквизита, началось знакомство с представленными учреждениями города. Знакомство проходило в виде гостевых посещений, при которых часть каждой команды представляло учреждения, а часть отправлялось в гости.

В последействии было определено лучшее учреждение. Впоследствии мы организовали это КТД во время встречи с лагерем «Солнышко».

Ролевая дискуссия «Стройка» - это завершающее мероприятие по теме дня. Оно еще раз в реальном столкновении мнений побудило задуматься каждого о том, в чем может заключаться активная жизненная позиция, чем можно помочь родному городу, что есть истинная «польза» для него.

Игровая преамбула заключалась в следующем. Не очень далеко от нашей школы находится так называемый «Комсомольский пруд» - единственный достаточно крупный водоем города, место отдыха горожан. В городской администрации появился очень выгодный проект строительства на берегу пруда крупного пивзавода. Но этот проект еще требует утверждения экспертным советом.

Такова преамбула. Каждая группа выделила одного представителя в экспертный совет, а затем все объединились в два коллектива: так называемых «экологов» и «строителей».Каждая группа в ходе небольшой подготовки должна была защищать свою позицию – за и против строительства пивзавода на берегу пруда.

После подготовки прошла дискуссия, в ходе которой каждая группа выдвигала собственные аргументы и опровергала мнения противоположной стороны. По ее окончании экспертная группа наконец вынесла свой вердикт.… В нашем случае проект строительства пивзавода был отвергнут.

Я думаю, коллеги, вы легко подберете тематику подобной дискуссии в соответствии с собственными условиями.

День родной страны

В предварительном целеполагании детям говорится о том, что каждый по итогам дня должен ощутить свою принадлежность родной стране как готовность помочь ей справиться с ее проблемами.

День тоже целесообразно начать с предварительного анкетирования: «Россия для меня – это…», «Главная проблема России – это…».

«Белый, синий, красный» - игровая коллективная разминка по цветам флага России.

Все стоят по кругу, ведущий прохаживается по кругу и неожиданно, указывая на кого-то, называет один из цветов. Задача того, на кого указали, назвать какой-то предмет этого цвета, который существует в России. Если он не смог этого сделать за указанный срок – он садится. Повторяться нельзя. Водящий постепенно всех «сажает» обратно в круг, и коротко резюмирует игру замечанием о необъятности и многообразии России.

«Выборы президента» - большое коллективно-творческое дело, хорошо вписывающееся в тематику дня. Перед ним необходимо разделиться на группы. Сделать это лучше не случайным разделением из сидящих рядом участников, а «набором старичков», ибо группам предстоит напряженная коллективная работа, и составы должны быть примерно равными.

Предварительное задание – каждая группа придумывает себе название партии, выдвигает лидера, который будет бороться за звание президента и обдумывает свою предвыборную программу. Ребятам следует напомнить, что слепо копировать современные партии смысла мало. Лучше придумать такую партию, которая в максимальной степени отражала интересы избирателей, а в своем названии воплотила какую-то главную идею. Наличие таких партий как «партии чистого воздуха» или «партии всеобщего счастья» может только приветствоваться.

Выборы можно провести в два тура. На первом этапе каждая партия представляется и представляет свою предвыборную программу. Перед самими выборами объявляется, что в «парламент» пройдут только две партии. Далее идет голосование «по спискам». То есть, каждая партия совещается и отдает свой единственный консолидированный голос какой-то другой партии. В результате голосования определяются две победившие партии. Именно им предоставляется право выдвинуть своих претендентов на должность президента России.

Второй этап предвыборной агитации можно сделать в виде «индивидуальной работы с избирателями». Обе команды становятся «доверенными лицами» своих кандидатов в президенты. После старта второго тура избирательной кампании они расходятся по залу (избирателей целесообразно рассредоточить на этот период) и индивидуально агитируют представителей не прошедших «в думу» партий. Завершиться второй тур избирательной кампании может «теледебатами» с участием двух кандидатов в президенты. Кандидаты зададут вопросы друг другу и ответят на вопросы ведущего и представителей других партий.

Голосование по выборам президента целесообразно провести тайно. На время выборов можно выбрать небольшую «избирательную комиссию» из представителей от каждой партии, которая во время избирательной кампании подготовит бюллетени, проследит за честностью выборов и затем подсчитает голоса.

Победивший президент поздравляется, и тут же происходит его «инаугурация», в ходе которой ему вручается какой-то знак президентской власти (это может быть меч как символ борьбы со злоупотреблениями и бедами в России или что-то другое), и он говорит свои импровизированные слова-обещания о служении народу.

«Открытое заседание правительства» - продолжение коллективного творческого дела, развивающего президентскую тематику и переводящее разбор проблем России в возможность конкретных дел.

Ведущий объявляет, что президент должен сформировать свое правительство, а представители всех остальных партий будут приглашены на его первое заседание, где каждый сможет задать свой вопрос или обозначить реальную проблему перед президентом и правительством.

Начинается этап подготовки. Президент «распределяет портфели». Среди его «министров» могут быть традиционные должности, как министр иностранных дел, внутренних дел, образования, здравоохранения, так и должности в соответствии со спецификой победившей партии. Например, министр счастья, министр экологии и т.п. На выработку программы действий времени уже нет, но каждый министр должен хотя бы иметь представление о своей будущей деятельности, так как вскоре им предстоит отвечать на вопросы.

В это время все остальные готовятся к встрече с правительством. Ведущий может им раздать утренние анкеты с проблемами, так чтобы им было легче подготовить конкретные и «острые вопросы».

Далее начинается открытое заседание. Сначала президент представляет свое правительство, называя каждого министра. Каждый министр тут же в нескольких предложениях должен обозначить программу своей деятельности и назвать свою главную задачу. После этого начинается этап ответов на вопросы. Ведущий предоставляет слово представителям каждой партии. Они могут задать вопрос, как президенту, так и конкретному министру. Президент сам может переадресовать вопрос тому или иному министру. Напряжение может поддерживаться различными «вводными». Например, срочным сообщением президенту о появлении неопознанного летательного объекта, проникновении боевиков на территорию России или проведением ядерных испытаний вблизи от ее границ. Президент должен немедленно как-то прореагировать. Отдать соответствующий приказ, дать поручение какому-то министру, позвонить другому президенту и т.п.

И завершается все дело голосованием о доверии правительству. После встречи с президентом и министрами проводится открытое голосование о доверии данному кабинету. Если большинство голосуют за доверие, правительство поздравляется и напутствуется на дальнейшую работу, если нет, то «уходит в отставку». В любом случае желательно успеть провести последействие по итогам КТД, особенно важно дать возможность высказаться «отправленным в отставку» министрам. Как они сами и все остальные объясняют их неудачу. А завершить все дело, уже выйдя из игровой фазы, можно словами о том, что множество российских проблем ждут своего решения, и активная позиция каждого играет здесь не последнюю роль.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь