Найти в Дзене

Спаситель матерей

До середины XIX в. в акушерских клиниках Европы была невероятно высокая смертность: до половины рожениц умирали во время родов! Почему же так происходило?

В 1847 г. венский врач-акушер Игнац Земмельвейс нашел способ борьбы с родильной горячкой. Он обратил внимание, что смертность рожениц в акушерской клинике, предназначенной для практических занятий врачей и студентов, была гораздо выше, чем в клинике, где обучались акушерки. В отличие от акушерок врачи первой клиники занимались еще и препарированием трупов. Врачи были аккуратными, тщательно мыли руки с мылом, но понятия стерильности еще не было, так как про болезнетворные бактерии, способные размножаться, еще не знали. Врачам было трудно представить, что загрязняющие вещества в таких ничтожных количествах могут быть так опасны. Земмельвейс велел врачам не просто мыть руки водой и мылом, а дезинфицировать их хлорной водой, чтобы полностью избавиться от трупного яда. Однако большинству коллег Земмельвейса эта идея показалась бредовой. Врача подняли на смех. Не смотря на то, что проверка в других клиниках всегда подтверждала гениальную догадку, а в некоторых случаях смертность сокращалась чуть ли не в целых семь раз! Но эмпирические доказательства того, насколько эффективна стерилизация рук, почему-то врачей не убеждали. Более того, директор клиники запретил Земмельвейсу публиковать статистику уменьшения смертности.

Портрет Игнаца Земмельвейса. Енё Доби, 1860 год
Портрет Игнаца Земмельвейса. Енё Доби, 1860 год

Земмельвейс всячески пытался доказать врачебному сообществу, что любое промедление уносит жизни огромного количества женщин. Он тратил время, силы и деньги, писал письма, опубликовал книгу. Но почему-то никто не хотел открыто его поддержать, а многие врачи яростно сопротивлялись этим идеям. Смерти в акушерских клиниках все продолжались и продолжались...

Со временем он запил, стал крайне неуравновешенным. 30 июля 1865 г. Земмельвейса обманом убедили посетить сумасшедший дом под Веной, где сотрудники лечебницы его избили, надели на него смирительную рубашку и поместили в темную комнату. Через две недели постоянных процедур принудительного обливания холодной водой он умер.

Заслуги Земмельвейса были признаны венгерским Королевским обществом врачей лишь через 37 лет после того, как он сделал свое открытие. Использование нехитрого асептического приема изменило медицинский мир раз и навсегда. Позже в Будапеште на пожертвования врачей всего мира был установлен памятник Земмельвейсу, на котором было написано: «Спасителю матерей».

А в психологии через некоторое время появилось понятие «рефлекс (эффект) Земмельвейса», которое обозначает когнитивное искажение, состоящее в неспособности человека принимать новые факты, если они противоречат устоявшемуся мнению, убеждениям, нормам или привычным парадигмам. Казалось бы, ученые постоянно должны сомневаться в своих теориях, проверять и перепроверять их, быть готовыми изменить свое мнение и отказываться от прежних взглядов, если новые доказанные данные вступают в противоречие со старыми. Но в действительности, как показывает история, это не так.

В науке, как и в любой другой сфере мы сталкиваемся с ситуациями неприятия всего нового. Любое устоявшееся представление с трудом претерпевает изменения в нашем сознании: новое встречается в штыки. Вспомните, сколько времени человечество не принимало идею о том, что Можно взять достаточно свежий пример: сколько было паники и ужаса среди населения, когда запускали Большой адронный коллайдер! Как гневно встречали идею клонирования или любых других манипуляций с человеческим геномом! А использование стволовых клеток? А сколько протестов до сих пор вызывают ГМО! Какая-то часть человечества всегда будет против. Против чего бы то ни было.