Листая подшивки старых провинциальных газет, порой находишь очень интересные заметки, впечатления или воспоминания, которыми сразу же хочется поделиться с другими. В этот раз наше внимание привлекла случайно замеченная заметка о Калиновском лесопарке в 1983 году. Напомним, что в 1983 Свердловск отмечал свое 260-летие, а лесопарк - 26-летие, и в канун этого праздника экологом Л. Сергеевым были написаны интересные свежие воспоминания о Калиновском лесопарке. И если, например, о Шарташе и Шарташском лесопарке писали много и достаточно часто, то сведения о Калиновском лесопарке весьма и весьма немногочисленны.
Свою заметку о лесопарке эколог дополнил интересными и богатыми этюдами о флоре и фауне Калиновских лесов, что, несомненно, прибавляет заметке ещё большую ценность. Итак, приступим к чтению.
Леонид Сергеев пишет:
«От улицы Войкова на Эльмаше асфальтированная дорога поднимается в гору и мимо коллективных садов выходит к сосновому лесу. Справа, почти у самой дороги остается небольшое озерко в травянистой котловине. Во всём облике этого уютного лесного уголка есть что-то и от «Заросшего пруда» Поленова, и от левитановских пейзажей.
Слева, за деревьями поблескивает серебристая гладь живописного озера в глубокой впадине, соединённой узкой протокой с другим озером, поменьше, но столь же красивым. Эти водоемы и есть знаменитые Камышинские разрезы, бывшие золотые прииски, ещё в прошлом веке заполнявшимся грунтовыми водами.
Назвали их так по имени протекающей рядом речки Камышинки, левого притока реки Пышмы.
На дальнем берегу меньшего озера стоят несколько изб небольшого поселка. К ним-то и выходит асфальтированная дорога. Над воротами крайней пятистенной избы вывеска: «Кордон Калиновка Шарташского лесничества». Здесь располагается, образно говоря, штаб Калиновского лесопарка.
С востока и северо-востока жилой район Эльмаш охватывает другой лесной массив площадью около 2000 га. На юге он почти смыкается с Шарташским лесопарком, а на западе недалеко от него – Шувакишский лесопарк. Около 1200 га этого массива и составляют Калиновский лесопарк, который называют ещё парком «Калиновские разрезы». В нём отдыхают главным образом эльмашевцы.
Но сюда, к многочисленным живописным водоемам, в которых ещё можно отыскать образцы минералов, и в леса приезжают туристы и отдыхающие изо всех районов города.
Своеобразен рельеф лесопарка. Его южная часть равнинная, удобная для спокойных коротких прогулок. Средняя, в районе спортивного комплекса Эльмаша и кордона «Калиновка», - сильно всхолмленная, с глубокими, узкими, извилистыми лощинками.
На дне их и у подошвы холмов пробиваются сквозь почву грунтовые воды, образуя ручейки и мочажины. В северной части вся местность понижается к реке Пышме, переходя в её пойму.
Коренные породы состоят из змеевиков и сланцев, а гранитов здесь уже нет (?). Почвы достаточно плодородные и поэтому растительность здесь богатая и разнообразная. В лесах чистые сосняки таежного типа. На бывших вырубках, на пашнях, в понижениях разрастаются густые березняки. На севере, в пойме реки Пышмы, и на востоке, по краю леса вдоль железной дороги на Егоршино, есть большие поросли ивняков, черемухи, осины, ольхи, которые образуют отдельные лески, именуемые уремами.
В подлеске много желтой акации, некогда высаженной лесничеством, а теперь дико разросшейся. На плоских вершинах холмов и на сухих склонах растёт целебный уральский бессмертник, или кошачьи лапки, розовато-сиреневые и матово-белые мягкие, пушистые шарики-цветки с горошинку, которые сидят на верхушке невысокого стебелька».
Автор продолжает повествование о лесопарке, включая в него любопытный этюд о фауне лесопарка: «В глухих сосняках много белок, есть зайцы. С севера заходят сюда лоси. Разнообразно царство пернатых, многочисленны колонии шумливых дроздов-рябинников. По соседству с ними держатся дрозды-белобровки, которые в отличие от рябинников строят гнезда не на деревьях, а на земле, у комлей берёзок, рябинок, осинок. В июне слышны короткие методичные высвисты иволги, отрывистые крики глухой кукушки, как бы повторяемые часто слоги: ду-ду! Ду-ду!.. Повсюду певчие птицы, зяблики, чечевицы, овсянки, горихвостки. Обычны здесь дятлы, поползни…
Слева от кордона «Калиновка» в густые заросли берёз и осин, как в зелёный туннель, уходит прямая дорога. Это бывшая железнодорожная ветка, от которой сохранилась насыпь и остатки деревянных шпал [разобрана в 1973 году - Прим. ред.]. Через 10-15 минут движения по насыпи пешком мы попадаем на опушку. Впереди просторная поляна, на ней бугры, зарастающие кустарниками, молодыми сосенками. Слышен шум бурлящей воды. Поднимаемся на бугор. С него открывается вид на продолговатый водоем, уходящий вправо, к северо-востоку. Его бугристые крутые берега и есть отвалы пустой породы, а сам водоем – тоже разрез, бывший прииск, в котором искали золото.
Шумит река, вытекающая из водоема в лощину. Переходим речку по бревнышкам и узкой тропкой по буграм-отвалам, заросшим частым сосняком, выходим к глухому лесному озеру. Извилистой тропой оно соединено со вторым. Собственно, это две части одного большого водоема, известного местным жителям под названием Щучьего озера (?).
Вплотную к воде подходит густой лес. В косых лучах солнца золотятся высокие, прямые, как мачты, стволы сосен. Над ними зеленеют могучие кроны. Кругом непоколебимая тишина и покой. На берегу рыбаки с удочками – и взрослые, и дети. Ловят карасиков и гольянов. Трудно выбрать лучшее место для отдыха в выходной день.
Щучье – озеро полу естественного происхождения. Когда-то здесь перекрыли плотиной лесную речку, образовались озера, а речка исчезла. У плотины на мелководье растёт белокрыльник, рогоз, папоротники, осока. Здесь гнездятся кулики. Над озером летают крачки, речные чайки, чирки. По лесопарку от кордона до Щучьего проложена лесниками хорошая прогулочная дорожка.
Границы Калиновского лесопарка были определены при лесоустройстве 1955-1957 годов. Хотя архитектурно-планировочный проект тогда не был составлен, его благоустройство началось по аналогии с Шарташским лесопарком. В 1968 году провели новую инвентаризацию леса Свердловского горлесхоза, в ходе которой наметили основные направления благоустройства и составили проекты преобразования естественных лесных массивов в лесопарки. По ним и ведётся нынче благоустройство Калиновского лесопарка. Оборудованы несколько полян отдыха, спортивная поляна, лесная столовая, эстрада".
Интересно узнать, где были расположены лесная столовая и лесная эстрада?
Л. Сергеев пишет: "Проложены дорожки для пешеходов, вдоль них поставлены лесные диваны, беседки. Обустроены родники с питьевой водой.
Все эти трудоемкие работы выполняет небольшой коллектив лесников кордона «Калиновка». С каждым из них, - уточняет автор, - мне приходилось встречаться, видеть их в деле. Ветеран лесопарка, старший лесник Григорий Феопемптович Кривошеин хорошо знает лес и его обитателей. Много лет работают здесь Николай Михайлович Куликов, ныне техник леса, и Юрий Николаевич Лазеев, лесник. Почти сорок лет проработал в лесах Калиновки Карим Багаутдинов. По просьбе лесников кордона приходят потрудиться в лесу школьники средней школы № 114.
В перспективе намечено благоустройство северной части Калиновского леса, так называемых Пышминских озерков. Эти водоемы в окружности хвойных насаждений и ракитников богаты рыбой.
Здесь можно хорошо отдохнуть и на лесной поляне, и на берегах озерков, половить рыбу удочкой, искупаться, позагорать» [1]. – Завершает свою заметку эколог.
Также Вы можете познакомиться с нашими небольшими этюдами по истории Калиновского лесопарка.
По материалам:
Сергеев Л. У Калиновских разрезов // Вечерний Свердловск. 04.07.1983.