Какое отношение имеет знатная титулованная дама из XIX века к программированию? Самое прямое. Об этом сегодня история графини Ады Лавлейс.
В первый день нового года хотелось бы поговорить о той, имя которой было задвинуто далеко, потому что именно она произвела революцию в мужском мире науки. Она по праву считается первой женщиной-программистом. И об этом до сих пор идут споры - программист она или нет? Я считаю, что ответ однозначно положительный. Потому, как и сама имею непосредственное отношение к программированию. А историю Ады знала давно, еще только осваивая первые шаги в этой сложной, но увлекательной науке. В большинстве специализированных учебников о ней ничего не сказано, но мне довелось учиться по учебникам, переведенным с английского, где о ней было сказано немало лестных слов. Между тем, вклад графини Лавлейс, урожденной Байрон, в развитие программирования огромен.
Ада Лавлейс — единственная законнорожденная дочь поэта Джорджа Байрона и Аннабеллы Милбэнк. Джордж Байрон называл свою супругу «Принцесса параллелограммов» за ее увлечение математикой. Они были слишком разные — яркий, харизматичный Байрон и Аннабелла - образованная, очень выдержанная женщина, увлеченная реформами и добрыми делами. Узнав о своей беременности, Аннабелла уехала в имение к родителям, где 10 декабря 1815 года родила девочку, которую нарекли Августой. И только через месяц после ее рождения Байрон увидел свою дочь. 21 апреля 1816 года Байрон подписал официальные документы о разводе и уехал из Англии, куда более не возвращался.
После развода все книги Байрона были удалены из библиотеки семьи и девочку стали все звать Адой.
Ада изучала историю и литературу, а так же математику и языки. Так как обучение девушек в университете не приветствовалось, то для обучения дочери миссис Байрон пригласила математика Огастеса де Моргана. И уже к 13 годам Ада сама создала несколько чертежей летательных аппаратов.
Точно известно, что Ада лично была знакома с Чарльзом Диккенсом (писатель), Майклом Фарадеем(физик) и Давидом Брюстером (изобретатель калейдоскопа). Девушка была умна, пытлива и круг ее знакомств весьма серьезен. Но в жизни часто бывает, что одна встреча определяет дальнейшую судьбу и не самое важное увлечение становится делом всей жизни. Ада знакомится с профессором математики Чарльзом Бэббиджем. За несколько лет до этой знаменательной встречи Бэббидж изобрел логарифмическую машину, способную проводить вычисления с точностью до двадцатого знака, именно эта механическая машина считается первым компьютером в мире.
В 19 лет Ада Байрон выходит замуж за лорда Лавлейса. Что стояло за этим браком — чувства или прагматизм, неизвестно, но он был выгодным для Ады во всех смыслах. Супруг не возражал против ее занятий математикой, финансы были в ее распоряжении и даже трое родившихся в этом браке детей не остановили увлечения Ады математикой.
Ада смогла разобраться в принципах работы разностной машины Бэббиджа. Она хотела ее развить и усовершенствовать и разработала несколько вариантов задач для нее.
Основание называть Аду Лавлейс первым в мире программистом дает созданный ею труд, состоящий из перевода на английский язык статьи, описывающей изобретение Бэббиджа.
В 1826-му году Бэббидж был раздосадован тем, что его изобретение, разностная машина, не было оценено должным образом. Ясно одно, что мало кто понимал его, и даже в настоящее время нет однозначного понимания принципов работы его изобретений. Но он смог достаточно подробно описать принципы работы разностной машины.
Стоимость реализации проекта разностной машины Бэббиджа стоил £17 500, что в сегодняшних деньгах около $2 000 000. Но это была сравнительно небольшая сумма по сравнению с другими проектами государства и Чарльз не оставлял попыток получить поддержку от государства, составив четкий план для своей разностной машины No2, которая требовала лишь 8000 частей вместо 25 000. Благодаря Аде Лавлейс количество деталей удалось уменьшить столь кардинально. Именно она указала как можно упростить конструкцию.
В 1840 году Чарльз получил приглашение из итальянского Турина на прочтение курса лекций по аналитической машине, где получил весьма лестные отзывы от итальянского правительства.
Что удивительно, Чарльз Бэббидж ранее не заботился популяризации своего изобретения, нигде не был опубликован обзор ни разностной машины, ни аналитической. Но в Турине он подробно рассказал об аналитической машине военному инженеру Луиджи Менабреа.
В октябре 1842 года Менабреа написал и опубликовал статью по результатам беседы с Бэббиджем на французском языке. Эта публикация дошла до Ады. То, что она прочла, захватило ее и она решила заняться ее переводом, чтобы представить в британской печати.Таким образом, в феврале 1843 года Ада занялась работой над переводом, к которым Ада Лавлейс сделала примечания, занявшие более 50 страниц.
Исследователи рукописей Ады склоняются к тому, что именно Уильям Лавлейс предложил ей подписать перевод и примечания. Как она писала Бэббиджу: "Это не было моим желанием – подписываться, в то же время я хотела добавить нечто, что помогло бы меня идентифицировать, связать этот текст с будущими работами, подписанными как A.A.L." (Ада Августа Лавлейс).
К середине лета 1843 года графиня Лавлейс почти закончила свой серьезный труд. Она гордилась результатом, но Бэббидж, желая уколоть британское правительство, хотел написать анонимное предисловие, где говорилось, что британское правительство не пожелало поддержать столь многообещающий проект. Ада выразила сомнение и посчитала такое дополнение плохой идеей. В итоге появился в печати перевод Ады без предисловия и с подписью «A.A.L.», включающий так же ее примечания.
После выхода публикации в свет, популярности которой немало способствовал муж Ады Уильям. Он раздавал статью своим знакомым и коллегам. Статья активно обсуждалась в обществе, а репутация Лавлейсов повысилась. Ада писала своей матери, что она не стремилась скрыть что-то от общества, но в то же время не хотела, чтобы работа оказалась переоцененной. Она считала себя толкователем работ Бэббиджа, публикуя их более понятным языком.
Ада Лавлейс писала в письме к своей подруге Мэри Соммервилл: «Я считаю, что головной мозг так же подвластен математикам, как и движения и свойства звёзд и планет и зависит от точки зрения. Я хотела бы оставить последующим поколениям вычисляемую модель нервной системы.» Это какой надо было иметь дар предвидения! Ее предсказания воплотились в нашем XXI веке.
Ада вернулась к делам по хозяйству, которые были заброшены, пока она занималась переводом и комментариями статьи. И все было бы хорошо, но ее здоровье сильно пошатнулось. Позже был поставлен диагноз — рак. В XIX веке его лечили опиатами. Ее здоровье ухудшалось и 27 ноября 1852-го в возрасте 36 лет графиня Лавлейс умерла. Флоренс Найтингейл, ее подруга, ухаживала за ней, позже написала: "Говорят, что она не смогла бы прожить так долго, если бы не огромная жизнеспособность её мозга, который не хотел умирать."
Ада Лавлейс не дожила до реализации проекта машины Бэббиджа, но она и есть самый первый программист. Более того, она предсказывала — точно так как жаккардов ткацкий станок может ткать цветы и листья, аналитическая машина способна создавать математические формулы, а в будущем — создавать музыку,рисовать картины — и укажет «науке такие пути, какие нам и не снились».
Чарльз Бэббидж стал ее душеприказчиком. Ее похоронили в семейном склепе Байрона рядом с отцом, сей факт очень огорчал миссис Байрон. Удивительный факт — Байрон умер в возрасте 36 лет как и его дочь. Мать Ады построила мемориал, на котором был написан сонет «Радуга», созданный Адой.
Лондонский Музей науки построил две точных копии «Разностной машины» по оригинальному проекту Чарльза Бэббиджа. Машина получилась более трёх метров в длину и более двух — в высоту, а её создание заняло у команды инженеров 17 лет.
«Протокомпьютер Бэббиджа» (это другое название машины) полностью механический. Он умеет складывать 31-разрядные числа и вычислять многочлены вплоть до седьмого порядка.
Современные программисты пытались перевести программу на разные языки программирования, чтобы проверить, как она работает. В результате они обнаружили ошибку в расчётах, поэтому Аду Лавлейс смело можно считать создательницей первого бага (программной ошибки).
Не существует памятников Аде Лавлейс. Память о ней увековечена по-другому. В США был создан язык программирования Ада в 1979—1980 годах в ходе проекта Министерством обороны США с целью разработать единый язык программирования для систем управления автоматизированными комплексами, функционирующими в реальном времени. Имелись в виду прежде всего бортовые системы управления военными объектами.
На BBC снят документальный фильм «Ада Лавлейс Первая леди программирования», 2015
Ставьте лайки, пишите комментарии. Это поможет сделать канал лучше и интересней.
Еще интересные статьи:
«Числовая лихорадка» накрылась крышкой
Хеди Кислер: Что связывает сексуальную кинозвезду прошлого века и wi-fi из настоящего?
Как Британия ликвидировала свой долг с помощью пузыря