Прошедший 2020 год позволяет помимо довольно печальных итогов, связанных с глобальной пандемией коронавируса также подвести итоги относительно конституционных изменений, которые фактически стали важнейшим политическим итогом уходящего года. Объем и масштаб преобразований которые в результате изменений в Основном законе были прописаны в дальнейшем в законодательстве беспрецедентен в новейшей истории страны и заслуживает отдельного разговора. Пожалуй важнейшими новациями, которые оказались крайне актуальными именно в свете разразившего коронавирусного кризиса стал блок поправок, конкретизирующий и «расшифровывающий» социальный характер российской Конституции. В нашем Основном законе, версии 1993 года было немало как бы скрытых, «свернутых» положений.
В Конституции получили закрепление такие пункты как недопустимость снижения жизненного уровня граждан, приравнивание МРОТа к прожиточному минимуму, необходимость ежегодной индексации пенсий и пособий, приоритет интересов семьи, материнства и детства, а также важность и доступность медицинской помощи на территории всей страны. Также именно пандемия продемонстрировала важность положений, направленных на поддержку бизнеса и предпринимательства – что в некоторой степени также можно отнести к социальным важным функциям, поскольку именно на бизнес, особенно малый и средний, во многом упала необходимость поддержки сотрудников во время пандемии. Государство пошло ему навстречу, предоставив налоговые льготы, госгарантии, специализированные беспроцентные кредиты под финансирование фонда оплаты труда. Наверное лучшим доказательством серьезности намерений в отношении актуализации социального блока поправок и стали меры поддержки из бюджета во время наиболее острой фазы коронавирусного кризиса.
Другой важнейшей политико-властной новацией стала довольно существенная перебалансировка системы государственной власти на федеральном уровне. При сохранении основных черт президентской республики, парламент (Государственная Дума в частности) в России получил больше полномочий по согласованию как премьер-министра, так и конкретных членов кабинета министров. Также Совет Федерации получил возможность проведения консультаций с руководителями силовых ведомств, которые по Конституции назначаются Президентом и только ему отчитываются.
Также в ряду пунктов, усиливающих Россию как суверенное демократическое государство можно упомянуть и новое положение о том, что Конституция будет иметь приоритет над международными актами, подписанными Россией. И это, кстати, вовсе не отмена международных обязательств, о чем поспешили рассказать отдельные турбо-патриоты. Тут речь именно о том, что при сохранении и легитимизации системы международных договорных обязательств, Россия теперь не будет выполнять абсурдные и откровенно направленные против наших интересов решения международных судов. В эпоху развала поздне-вашингтонской системы сдержек и противовесов, когда Запад начинает диктовать свою волю всем вассалам и международные институты просто танцуют под дудку США. Избавляясь от такого токсичного «бэкграунда» в нашем Основном законе мы приобретаем больше внутренней стойкости и стабильности.