21 февраля 1942 года был сформирован 31-й отдельный особый дивизион бронепоездов - первый в мире дивизион броневых поездов, который получил на вооружение реактивную артиллерию в виде четырёх пусковых установок для реактивных снарядов М-8-24. Именно из-за этого дивизион получил в наименование прилагательное "особый".
Помимо этого вооружение дивизиона состояло из двух артиллерийских бронеплощадок (две 76-мм пушки Ф-34 в башнях танков Т-34 и 6 пулемётов ДТ) двух площадок ПВО (на каждой по 2 76-мм зенитные пушки Лендера). Автопарк дивизиона бронепоездов включал два броневых автомобиля БА-20 (возможно специальных железнодорожных), три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1 и две ГАЗ-64. Личный состав дивизиона бронепоездов вместе с приданной десантно-миномётной ротой - 335 человек. Всё это хозяйство приводилось в движение двумя бронепоездами: №1 "Козьма Минин" и № 2 "Илья Муромец".
Дивизион бронепоездов начал свой боевой путь от Волги до Одера и дошёл до Берлина.
21 февраля 1942 года был сформирован 31-й отдельный особый дивизион бронепоездов.