В идеале хотелось бы чтобы все опытные самолеты (прототипы) попадали в музеи, поскольку сохранение истории для будущих поколений, на мой взгляд является важной задачей , но в реальной жизни ни в СССР , ни в России так не получалось. Например нет никакой внятной информации о судьбе первых Ил-12 и Ил-14, хотя с большой вероятностью они закончили свою жизнь на аэродроме ЛИИ в Жуковском, где были просто утилизированы. Начнем с того, что нам более-менее известно.
Ил-18. Первый полет 4 июля 1957 года. Самолет пилотировал экипаж под управлением знаменитого Владимира Коккинаки. Именно этот борт получил имя собственное "Москва". По окончании испытательных полетов хранился на территории ЛИИ в Жуковском, а в 1967 году был утилизирован .
Ил-62. Первый полет 2 января 1963 года, экипаж тоже под управлением Коккинаки. Этот борт даже внешне отличался от серийных. Увы, после двух лет испытательных полетов 25 февраля 1965 года , самолет потерпел катастрофу. Вероятной причиной назван помпаж двух двигателей на взлёте.
Ил-76. Первый полет 25 марта 1971 года, экипаж под управлением Эдуарда Кузнецова. С 1980 года фюзеляж находится на хранении на полигоне Долгое Ледово в Подмосковье. Использовался для отработки оборудования для десантирования.
Ил-86. Первый полет 22 декабря 1976 года. Экипаж тоже под управлением Кузнецова. Этот борт сохранился в музее авиации на Украине (в Жулянах).
Ил-96. Первый полет 28 сентября 1988 года. Экипаж под управлением Станислава Близнюка. В 1993 году этот борт переделывали по программе Ил-96М. Удлиняли фюзеляж, ставили американские двигатели и авионику.В 2009 году самолет порезали на территории ЛИИ.
Ил-114. Первый полет 29 марта 1990 года. Экипаж под управлением Вячеслава Белоусова. Этот самолет сейчас находится на хранении на территории ЛИИ им.Громова. Несколько раз его собирались утилизировать, но пока видимо руки не дошли.
Опытные борта имеют очень небольшой ресурс , поэтому передача их в эксплуатацию невозможна. И кстати строились они не на тех заводах, где в последствии их производили серийно, а на ММЗ "Стрела" , который был опытным заводом при конструкторском бюро, и тоже находился на Ходынке.