Предыдущая глава (начало) смотри:
… Смеркалось. Пришлось зажечь несколько свечей, чтобы закончить намеченный на сегодняшний день объем работы. Илларион держал в руках старинную икону, от времени потемневшую у краёв. Мелкие трещинки паутинкой разбежались по золотой поверхности фона.
- Какой странный сюжет! – обратился Илларион к Николаю Васильевичу, который сидел поблизости и внимательно изучал резной деревянный складень. - Три маленькие фигурки на фоне огромного сияющего проёма. Нет никакой иконографической символики - ни облачений, ни нимбов, ни надписей.
Профессор оторвался от своего занятия и внимательно посмотрел на изображение.
- Я бы не решился утверждать, что это икона.
- Почему? - поинтересовался Илларион.- Та же манера письма, то же мироощущение.
- Очень смело. Сюжет не характерен. Но именно он исключает эту работу из ряда иконописных. Рискну предположить, что художник передал свой личный опыт. Посмотри, это простые люди - у них нет нимбов - маленькие, скорбные фигурки. Так не изображают святых.
- А золотой, словно огненный фон, занимающий почти всё пространство? Именно так изображали Божью Благодать, знак того, что событие имеет духовное, внеземное значение. Может, это образ Святого Духа?
- Вряд ли... Святой Дух так не изображают. Посмотри, насколько по этой работе видно, что в иконописи значит символ. Это как буква азбуки. Он введён, и любому зрителю сразу становится ясно, о чём идёт речь. А мы с тобой гадаем. К тому же сюжет иконописи всегда относиться к Библейским, Евангельским событиям.
- А иконы Святых? На них изображают события из земной жизни…
- События, характеризующие святость того или иного святого, его подвиг. Момент соприкосновения человеческого с Божественным.
- Но тут как раз это и выражено! Момент соприкосновения простого человека с благодатью. Где пролегает эта граница, отделяющая личный опыт от литургического, как вы говорите не лекциях?
- Наверное, когда он общезначим. Если к Сергию Радонежскому явилась Божья Матерь возвестить о своём покровительстве над его обителью, то она одновременно утешила скорбящего инока и открыла всему миру Святое место.
- А эти безвестные трое в молитве склонили свои головы, но, благодаря им, мы видим огромную сияющую бездну света, узнаём об ином измерении жизни.
- Может быть... - задумчиво произнёс Николай Васильевич. - Тем не менее, этот экспонат не представляет историческую ценность. Разве что как пример отступления от канона.
- Что же с ним делать?
- Если этот образ тебе так приглянулся, возьми его себе. Всё равно коллекция музея будет разобрана. То, что не подойдёт нам, отдадут в ближайшие храмы. Я с трудом могу представить, кому будет молиться простой мужик, глядя на такую икону.
Илларион поблагодарил наставника. Безвестный автор, "видевший свет Истины", и его опыт нашли отклик в душе Иллариона, а эта необычная икона послужила началом для его личной коллекции.