Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Британцы на Донбассе

В начале ХХ века земли современной Украины давали практически 70% угля всей Российской империи. Львиная доля этой цифры – шахты Донбасса. Кроме того, строительство железных дорог было бы невозможно без металлургических предприятий этого региона. Развитие всего Донбасса тесно связано с британскими инвестициями.

Предыстория Донбасса

До 18 века земли Донецкого угольного бассейна находились между владениями Донских и Запорожских казаков. Хоть это и было частью дикого поля (большой Евроазиатской степи), но живущие тут люди создавали слободы, зимовники, начинали добычу полезных ископаемых. Начиналось заселение края.

В конце 18 века, из-за ликвидации Крымского ханства, многие дворяне получали земли на юге России, в том числе на современном Донбассе. Они перевозили сюда крепостных, некоторые даже занимались добычей угля, но без применения машин и наёмного труда. До середины 19 века в регионе уже было большое количество населенных пунктов, но они были небольшие и в основном аграрные.

Николай Касаткин «Сбор угля бедными на отработанной шахте», 1894 г.
Николай Касаткин «Сбор угля бедными на отработанной шахте», 1894 г.

История Карла Гаскойна

Ещё у Екатерины на службе были шотландские корабельные строители и адмиралы. В 1786 году она пригласила в Россию (естественно, через его земляков) шотландского изобретателя и предпринимателя, имевшего большой опыт в производстве оружия, Карла Гаскойна. Ему шел 41 год. Уже за три года службы он получил орден Святого Владимира, стал дворянином.

В 1794 году он получил новое задание: исследовать угольные залежи Новороссийской и Екатеринославской губерний. В отчёте он написал, что эти полезные ископаемые "обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве". С 1795 по 1796 занимался созданием Луганского литейного завода, был фактически главным градостроителем. Этот завод был первым крупным предприятием в городе, занимался выпуском чугунных изделий, в том числе пушек.

Часть рабочих Гаскойн перевез с Петрозаводска. В 1806 году Карл Гаскойн умер. Фактически он представлял первую волну британских инженеров и предпринимателей, которые стоят у истока развития промышленности Донбасса.

Карл Гаскойн, портрет не ранее 1804 года
Карл Гаскойн, портрет не ранее 1804 года

История Джона Джеймса Хьюза

В 1860-е годы император Александр II всерьез взялся за модернизацию экономики Российской империи. Решив вопрос отсутствия наемных работников с помощью отмены крепостного права, он взялся решать вопрос отсутствия капитала. Иностранные предприниматели получили право на концессии и полноценную покупку предприятий на территории России.

В 1869 году у помещика Кочубея слободу Александровку выкупил предприниматель из Уэльса Джон Джеймс Хьюз, которого позже в России будут называть "Юз". Он начал создание металлургического завода, который уже в 1872 году выпустил первый чугун. От правительства он получил задачу: "создавать чугун для оружейной отрасли, а также для железнодорожного строительства".

Джон Юз, основатель Юзовки (Донецка)
Джон Юз, основатель Юзовки (Донецка)

Россия разрешила ввозить оборудование из Англии, не облагая его налогами. Хьюз заказал у себя на родине машины и станки, вместе с рабочими их отправили в Россию по морю. В Таганроге это всё погрузили на телеги и повезли в слободу Александровку.

Через пару лет вокруг предприятия начали ещё и добычу угля, собственником шахт также выступал Джон Хьюз. Пролетариев становилось всё больше, а рабочий поселок получил название "Юзовка". В советское время его сначала переименовали в Сталино, а затем дали современное название – Донецк. Юз построил гостиницу, дома для британских рабочих, школу. Именно британские рабочие принесли в Россию футбол.

Фотография дома Юзов 1900 г
Фотография дома Юзов 1900 г

Так кто же такой был этот Джон Хьюз? Родился он в 1815 году в Уэльсе, части Британского королевства. Его отец был инженером и предпринимателем, владельцем металлургического завода. Джон приумножил капитал фирмы: купил судоверфь, затем несколько шахт, кроме того был директором оружейного завода. Хьюз кроме того, что входил в двадцатку самых богатых британцев своего времени, так ещё и был коллекционером антиквариата.

Эти факты разрушают миф о том, что в Россию ехали авантюристы. Но всё равно возникает вопрос, что заставило Юза в 55 лет ехать в «богом забытую глухомань» Российской империи, имея шансы на полный финансовых крах?

Другие члены Новороссийской компании

Именно Британия была "мастерской мира", и Александр II понимал, что именно опыт предпринимателей и инженеров будет полезным для развития России. Возможно, Юз согласился на переезд и начало бизнеса в России, так как получил поддержку и гарантию главных лиц государства.

"Новороссийское акционерное общество", которое и владело предприятиями и шахтами в Юзовка, было зарегистрировано ещё в 1862 году. Это означает, что покупку участков готовили заранее. В 1868 году Кочубей заключил договор с правительством о добыче угля и производстве чугуна, а через год он продает это право "Новороссийском обществу", управителем в котором был Джон Хьюз.

Первоначальный складочный капитал составлял 3 миллиона рублей. От государства и лично от Александра II он получил гарантии ввозить технику без налогов и покупать дополнительные участки без препятствий. Помогали Юзу и партнёрам в этом русские помещики. Тот же Кочубей получил акции "Новороссийского общества" за быстрое согласие на продажу прав британцам.

Рассмотрим других акционеров:

  • Сэр Даниэль Гуч. Он был железнодорожным инженером, изобретателем и предпринимателем. Фактически с ним связано развитие железных дорог во всей Британии в середине 19 века. В 1860 году он был координатором прокладывания телеграфа между США и Англией. Кроме того, Гуч 20 лет был членом британского парламента. Его брат, Джон, железнодорожный инженер, также имел акции компании.
  • Сэр Джозеф Уитворт. Еще один важный персонаж в индустриализации Англии. Он был изобретателем, чьи машины использовались на металлургических предприятиях и шахтах. Он также проектировал оружие, например первую в мире винтовку с оптическим прицелом.
Портрет Джозефа Уитворта
Портрет Джозефа Уитворта

  • Томас Брасси. Он работал еще с первым изобретателем паровозов Стефенсоном, а затем строил железные дороги во Франции.
  • Оттомар Герн. Он был немцем, а не британцем. Но именно он еще в конце 1850-х убедил российского императора подписать контракт с Юзом на поставку корабельного снаряжения с его английских заводов. Позже именно Герн убедил Юза на покупку концессии у Качубея.

Учитывая такой состав, понятно, почему император готов был предоставить всяческие привилегии, лишь бы только Новороссийское акционерное общество приступило к освоению недр Донбасс. С их помощью император и его окружение планировали наконец-то закончить промышленный переворот в России и построить сеть железных дорог.

Конечно, кроме британских предпринимателей были и другие иностранцы, а также граждане самой России (Алчевский, Морозов и другие). В 1918 году большевики национализировали все частные предприятия. Целая эпоха осталась в прошлом, исчезли названия не только предприятий, но и целых рабочих поселков.

Все статьи по теме: #мир истории_российская империя

Статья написана специально для канала «Мир истории», автор: Денис Цепко, историк

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)

  • Наш сайт: worldofhistory.ru - еще больше интересного и увлекательного