Найти тему
Колхоз имени Октября

Чем объясняется выносливость и надежность трактора СТЗ-15

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Мне в свое время довелось работать на тракторной бригаде с теми ветеранами, кто в годы войны и послевоенное время , работал на первых советских массовых тракторах СТЗ-15. Из их воспоминаний осваивать им этот трактор пришлось без всяких обучений и курсов. Их старших братьев и отцов призвали на фронт, в колхозах пришлось работать на тракторах женщинам и подросткам 14-15 лет.

Тракторов было мало, поэтому, чтобы обработать все поля, за каждым трактором закрепляли по три человека и работали почти круглосуточно, делая перерывы, чтобы обслужить и заправить трактора. Порой, рассказы ветеранов вызывали недоверие и удивление. Как это можно заводить трактор рукояткой кривым стартером. Чтобы двигатель работал, нужно было крутнуть резко рукоятку два-три оборота.

А для этого нужна была сноровка и сила, если крутить не достаточно резко и сильно, то могла быть преждевременная детонация, это , когда двигатель схватывал в обратную сторону. Хоть кривой стартер вставлялся в храповик, но все равно рукоятка сильно била по рукам и запросто могла травмировать . У женщин и подростков сил естественно было меньше, чем у взрослого мужика, поэтому, обычно заводил трактора какой ни будь самый крепкий паренек.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Если на поле работало несколько тракторов, то заводили один с рукоятки, а остальные с буксира, чтобы лишний раз не рисковать здоровьем. Бывшие трактористы, работавшие на СТЗ-15, поражались удивительной выносливостью и большому ресурсу этих тракторов. Редко кто вспоминал, чтобы трактор отправляли в капитальный ремонт. Обычно весь необходимый ремонт сводился к периодичной переподтяжки коренных и шатунных вкладышей, ну и естественно к чистке карбюратора и фильтров.

Видимо максимальная простота конструкции объясняла выносливость и неприхотливость трактора к качеству топлива (керосин) и смазочным материалам. Чугунная литая рама и картер трансмиссии были одним целым, на нем уже был масленый насос , воздушный и масляный фильтры – это позволило увеличить моторесурс. Зажигание было от магнето, которое обеспечивало стабильную и мощную искру на свечах.

Благодаря этой простоте и надежности узлов трактора, обеспечивалась высокая производительность при работе в поле в несколько смен. За осенний период на СТЗ-15 в среднем вспахивали до 700–т гектар. Для обеспечения бесперебойной работы тракторов, в поле, где они работали , всегда был запас горючего и водовоз на лошади с бочкой воды, так как расход воды в радиаторах был большим.

На температуру двигателя не обращали внимания, трактора работали на пахоте предельных нагрузках и вода в радиаторах постоянно кипела, почти после каждой длинной загонки , приходилось добавлять в радиатор воду. СТЗ-15 использовали не только в поле на пахоте и буксировке прицепных комбайнов и косилок, но как и стационарные двигателя для привода различных сортировочных машин на зерноскладах, а так же для подключения водяных насосов на фермах.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

В общем, без этого трактора невозможно представить деревенскую жизнь 30-50-ых годов прошлого века.