Найти тему

Новогодний спор физиков и лириков. Часть 1. Маша и Витя

Вряд ли в России найдется человек, который хоть раз не посмотрел в детстве накануне Нового года фильм «Новогодние приключения Маши и Вити», ставший классикой советского кино. Недаром его показывают каждый год вместе с другими нетленками — «Иронией судьбы», «Джентльменами удачи», «Чародеями» и т.д. Про историю съемок фильма и дальнейшую судьбу актеров написано немало, мы же попробуем посмотреть на эту историю немного под другим углом — чуть-чуть с научной точки зрения.

Общая канва сценария фильма очень простая, если не сказать банальная. Похищение Снегурочки нечистой силой (Кощеем, Бабой Ягой, Змеем Горынычем, Лешим, нужное подчеркнуть) и квест по ее спасению устраиваются почти на каждой детской елке. Но в сценарии «Новогодних приключений Маши и Вити» есть изюминка, придающая истории одновременно и актуальность и ностальгический дух. Это отголоски «спора физиков и лириков», случившегося на страницах «Комсомольской правды» в 1959 году.

https://www.ok-t.ru/studopediaru/baza12/373032745418.files/image712.jpg
https://www.ok-t.ru/studopediaru/baza12/373032745418.files/image712.jpg

Началом послужила публикация в КП от 2.09.1959 статьи И.Эренбурга «Ответ на одно письмо». Это был ответ студентке пединститута Нине, которая в письме к писателю рассказывала о конфликте со своим другом-инженером. Писала она, что попыталась прочитать ему стихи Блока, на что он заявил, будто это устарело, чепуха и теперь другая эпоха. Эренбург в своей статье высказался в защиту искусства, сравнив душу мужа инженера с целиной, которую следовало «возделывать, не покладая рук» ради гармонического развития личности. Надо сказать, статья была так себе — абстрактно-поучительная, построенная на идеологических метафорах, но, видимо, задела читателей КП за живое, поскольку редакцию буквально завалили письмами с эмоциональными откликами в защиту как увлеченной искусством жены, так и прагматичного мужа-инженера.

Дискуссия на страницах «Комсомолки» продолжалась около 4 месяцев, со 2 сентября по 24 декабря 1959 года. Примерно в середине этого периода, 13 октября 1959 года там же было опубликовано стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики». Само стихотворение широкой известности не получило, зато его название озаглавило дискуссию и вывело ее за пределы журналистики в сферу массовой культуры, где она породила множество выдающихся и посредственных произведений. «Новогодние приключения Маши и Вити» один из таких оммажей, созданных 15 лет спустя публикации Эренбурга.

-2
Мой папа отрицает сказки и всякие там чудеса. Мой папа – кандидат технических наук, и в настоящее время мы с ним работаем над одним изобретением…

После такой самопрезентации, нетрудно догадаться, что Витя — типичный «физик», отрицающий сказочные чудеса как «ненаучные». Он скептически относится к пришедшему Деду Морозу, спросив, из какого тот театра. Маша, наоборот — типичный «лирик», она верит и в Деда Мороза, и в Снегурочку, и в любые сказочные чудеса. А к Вите относится как к зануде-очкарику, лишенному воображения. Не всерьез, конечно, а так, по-сестрински.

-3
Дед Мороз: - А не испугаешься, если я тебя в сказку впущу? Там ведь всякое бывает.
Витя: - Простите, но не могли бы вы меня, м-м-м тоже в сказку?
Маша: - Ещё чего, там Баба-Яга на тебя как взглянет, ты очки со страху потеряешь!
Витя: Знаете, мне мама говорит, что девочек всегда нужно защищать. И хотя я прекрасно понимаю, что никакой Бабы-Яги нет и это только одно малонаучное воображение.. Но всё же, м-м-м.

Завязка получилась скомканной, Витю взяли на «слабо», что для детской истории, в общем-то, типично. Отдельного внимания заслуживает оговорка про «малонаучность воображения», плодом которого якобы является Баба Яга. Заметьте: не «антинаучное», а «малонаучное». Совершенно случайная, на первый взгляд, фраза напоминает цитату из работы Ленина «К вопросу о диалектике» о поповщине как «пустоцвете на дереве живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного, человеческого познания.» В последствии эта цитата многократно всплывала в советской культуре, например — в период борьбы Лысенко с «буржуазной лженаукой» кибернетикой.

https://i.pinimg.com/736x/02/d1/fb/02d1fb01b40cac7c6fbbf5924b2117d0.jpg
https://i.pinimg.com/736x/02/d1/fb/02d1fb01b40cac7c6fbbf5924b2117d0.jpg
Кибернетика — одна из тех лженаук, которые порождены современным империализмом и обречены на гибель еще до гибели империализма. Это пустоцвет на древе познания, возникший в результате одностороннего и чрезмерного раздувания одной из черт познания (Кому служит кибернетика // Вопросы философии. 1953, № 5. Автор опубликовал статью под псевдонимом «Материалист»)

Тем не менее, Витя отправляется в сказку с Машей не только чтобы доказать, что он «мужик», но и для того, чтобы испытать сказку наукой — проверить, так сказать, гипотезу.

-5
Баба-Яга: - Чё это, заело!
Витя: - Масло есть?
Баба-Яга: - Как ни быть? На- ка! Ну чего там?
Витя: Полный порядок! Теперь давай поворачивайся!
Баба Яга: Ой, красота-то какая.
Витя: Механизм просто в жутком состоянии находится. Она у вас что, 100 лет не смазывалась?
Баба-Яга: 150, касатики, 150!

Буквально на каждом шагу в сказочном мире Витя разоблачает чудеса, открывая их «научную» изнанку, о которой сами сказочные персонажи, похоже и не догадывались.

Витя: Минуточка терпения! Эх вы сказочники! Так и знал! Техника на грани малонаучной фантастики! Обыкновенный РПД!
Маша: Что такое РПД?
Витя: Реактивный порошковый двигатель! Садись! Приготовься! Ключ на старт! Зажигание! Протяжка! Проводка! 5, 4, 3, 2, 1 — Пуск!
Баба- яга: ООООООООООООЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ!!!!!
Маша и Витя: УРА!!!!!!!!!!!!!!

В этом один из главных аргументов «физиков» против «лириков»: в объективной реальности правят «физики», именно они творят безопасный и удобный мир (не только материальный, но и социальный), в котором живут «лирики», не понимая его устройства. Мы пользуемся автомобилями, компьютерами, смартфонами, летаем на самолетах в качестве пассажиров, не задумываясь о тех силах, которые приводят в действие эти механизмы, не уважаем их. Мы придерживаемся неписанных законов: не едим на улице, моем руки, не разговариваем с незнакомцами, — но подчас «лирично» нарушаем их. А не стоило бы.

-6
О том, что свет - учение зимою и весной,
Твержу без исключения всей нечисти лесной.
Обидно жить лохматыми, зимою пить из луж,
Когда все силы в атоме, и в химии к тому ж.

Похоже лесная нечисть все же догадывается о том, что мир изменился, и наука посильнее магии будет. Мало того, они пытаются быть прогрессивными, но не в той сфере, которая одобрялась советской идеологией.

-7
Ой, бараночки, конфеты, тары-растабары!
Мы - лесные «Самоцветы» - «Дикие гитары».
Мы кричим, мы бренчим и барабаним,
А кого в лесу найдем,
А кого в лесу найдем,
То щадить не станем — на части разорвем.

«Дикие гитары» — образ диссидентов советской эстрады, антагонисты ВИА «Самоцветы», популярного в то время коллектива. Начиная от внешнего вида — типичных представителей андеграунда, заканчивая «дикой» манерой исполнения, стилизованной под западный рок. Им не до физики, как, впрочем, и не до лирики. «Физики» и «лирики» — внутрисистемные персонажи советской действительности с разными взглядами на нее, а «Дикие гитары» — вне системы. С самого начала они не жертвы обстоятельств, а отрицательные герои, безо всяких оправданий насчет трудного детства или тирании Кощея Бессмертного.

-8
Почему твой век не долог,
Уважаемый биолог,
Дорогой профессор кислых щей?
Бьешься ты уже столетья
Над секретом долголетья
А его давно открыл Кощей.

И снова противопоставление магии науке, но уже в негативном смысле, ибо Кощей — представитель вражеского стана, укравший Снегурочку и Новый год у советских детей. Его мучает зубная боль, но, будучи противником прогресса, он пытается лечить больные зубы «антинаучными» методами.

Все волшебства и чародейства опробовал! 10 знахарей и ворожеев казнил! Ничего не помогает!

Маша, как истинный «лирик», исцеляет Кощея тоже народным (но проверенным на практике) средством — велит прополоскать соленым раствором. Эффективность «народных» методов лечения в СССР признавалась до определенного порога — объяснимости с научной точки зрения. Все, что превышало этот порог (ворожба, знахарство), считалось нелегитимным. Впрочем, окончательную победу над Кощеем одерживает «физик» Витя при помощи электромагнита.

Маша: Спасибо, Витя ты настоящий товарищ!
Витя: Ну чего там, это бы каждый мальчик сделал!
Маша: Нет, не каждый! А только смелый, всесторонне образованный.

-9

Таким образом, Маша все же признает торжество «физики», но только в союзе с «лирикой», что и звучит в финальной песне.

Чтоб могли на Марс летать
Люди без опаски,
С детства учимся мечтать
Мы у старой сказки.

Считается, что в споре «физиков» и «лириков» на страницах «Комсомолки» решающее слово сказал некто «инженер Полетаев»

Мы живем творчеством разума, а не чувства, поэзией идей, теорией экспериментов, строительства. Это наша эпоха. Она требует всего человека без остатка, и некогда нам восклицать: ах, Бах! ах, Блок![...] Хотим мы этого, или нет, они стали досугом, развлечением, а не жизнью

На первый взгляд, это высказывание — аргумент в пользу «физиков», как многие тогда его расценили. Но, при более внимательном прочтении, обращают на себя внимание «поэзия идей» и «человек без остатка», не отрицающий Баха и Блока, просто не тратящий драгоценное время на признание очевидного. В том, что Бах с Блоком стали развлечением, а не жизнью, проступает не цинизм недалекого «физика», а скорбь глубокого «лирика».

http://www.math.nsc.ru/LBRT/g2/pics/poletaev.jpg
http://www.math.nsc.ru/LBRT/g2/pics/poletaev.jpg

На самом деле «инженер Полетаев» — выдающийся ученый-кибернетик Игорь Полетаев, весьма образованный и остроумный человек. Он решил в рамках развернувшейся дискуссии (как ему показалось — однобокой) поставить своего рода социальный эксперимент, усилив позицию «физиков» против «лириков». Вот что сам Игорь Андреевич потом писал об этом эксперименте:

Вероятно то, что я отстаивал, кратко можно назвать "свободой выбора". Если я или некто X, будучи взрослым, в здравом уме и твердой памяти, выбрал себе занятие, то — во-первых — пусть он делает как хочет, если он не мешает другим, а тем более приносит пользу; во-вторых, пусть никакая сволочь не смеет ему говорить, что ты, дескать, X — плохой, потому что ты плотник (инженер, г...очист — нужное дописать), а я — Y — хороший, ибо я поэт (музыкант, вор-домушник — нужное дописать).[...]Беда начнется, когда дурак, богемный недоучка, виршеплет, именующий себя, как рак на безрыбье, "поэтом", придет к работяге инженеру и будет нахально надоедать заявлением, что он "некультурен", ибо непричастен к поэзии.

При этом, сам кандидат технических наук Полетаев знал несколько языков, играл на музыкальных инструментах, собрал коллекцию классической музыки, занимался живописью, скульптурой и даже съемками любительских фильмов. Возможно, именно он и стал прототипом оставшегося за кадром отца Вити.

http://vtgtvolgograd.ru/img/big/news593.jpg?from=http://vtgtvolgograd.ru/img/big/news593.jpg
http://vtgtvolgograd.ru/img/big/news593.jpg?from=http://vtgtvolgograd.ru/img/big/news593.jpg