Найти в Дзене
touch of ART

Несложившаяся судьба балета «Времена года» на музыку А.К. Глазунова

Одной из четырех знаменитых в истории музыки интерпретаций темы времен года небезосновательно является балет «Времена года» Александра Константиновича Глазунова.

Одной из четырех знаменитых в истории музыки интерпретаций темы времен года небезосновательно является балет «Времена года» Александра Константиновича Глазунова.

После успеха балета «Раймонда» на музыку Глазунова дирекция Императорских театров была заинтересована в продолжении совместной работы с композитором. Сначала речь шла о новом большом балете, затем остановились на двух одноактных для вновь открываемого Эрмитажного театра.

Замысел "Les saisons" принадлежал Ивану Всеволожскому — известному любителю старины и должен был стать спектаклем в духе французских придворных балетов XVI—XVII веков. Поставил балет знаменитый постановщик Мариус Петипа, лучший русский балетмейстер, к тому времени проработавший на петербургской сцене более шестидесяти лет. Петипа составил для Глазунова достаточно подробный план-заказ. Например: «24 такта — вариация Льда; 32 такта, на 2/4, очень остро — вариация Града». Или: «Грандиозное анданте, волнообразные движения, 32 такта. Затем вариация для первой танцовщицы». Глазунов отмечал: «Необходимость считаться с условиями хореографии, правда, связывала меня, но она же и закаляла для симфонических трудностей. Я должен был удовлетворять желания балетмейстера и не выходить, иной раз, из пределов 16 или 32 тактов, но в этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?».

Глазунов, работая над партитурой нового балета, конечно, формально выполнил все требования постановщика. Он создал своеобразную синтетическую форму: симфоническую поэму-балет, широкое, богатое яркими и сочными красками симфоническое полотно, далеко выходящее за пределы поставленной перед ним задачи. Он воплотил в музыкально-хореографическом представлении один из любимых мифов человечества: миф о вечном воскрешении природы от зимнего сна, о животворящей силе солнца. Римский-Корсаков - замечательный мастер зимних музыкальных пейзажей, автор «Снегурочки» и «Ночи перед Рождеством», о силе выразительности образа русской зимы в музыке к балету «Времена года» сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим».В каждой из картин господствует одна симфонически развивающаяся музыкальная тема (лейтмотив соответствующего времени года).Каждая из картин не содержит эпизодов, которые использовались бы автором в качестве «соединительного материала». В заключительной картине звучат почти все ранее использованные лейтмотивы, образуя тематическую арку, завершающую музыкальное развитие. Партитура «Времен года» поражает своей цельностью. Композитор проявил высочайшее мастерство инструментовки балета.

Хореографическое воплощение музыки Глазунова оказалось гораздо слабее. Премьера одноактного балета состоялась 7 февраля 1900 года в Эрмитажном театре. Хореография балета не была ровной и целостной. Спектакль смотрелся, как дивертисмент — костюмированные персонажи с разной степенью мастерства исполняли массовые номера и сольные вариации в классическом стиле, не слишком задумываясь об образности танца. Балет был встречен очень сдержано. В Мариинском театре балет был представлен 13 февраля 1900 года в бенефис Матильды Кшесинской. Рецензии в основном в восторженных тонах описывали 10 лет восхождения на сценический трон этой некоронованной царицы петербургского балета. Пройдя всего один раз, балет был возобновлен в 1907 году Николаем Легатом к юбилею Глазунова. Следующее возобновление «Времен года» после десятилетнего забвения произошло в 1924 году. В постановке этого года выделялась знаменитая «Вакханалия», поставленная Михаилом Фокиным для парижского «Русского сезона» 1909 года и не известная до этого времени русскому зрителю. Неудачные новые танцы были поставлены хореографом Л. Леонтьевым. Новые декорации были написаны Александром Бенуа. В таком виде глазуновский балет просуществовал всего три сезона.

Несоответствие сценарно-хореографического и музыкального планов затрудняет исполнение «Времен года» на театральных подмостках. До сих пор этот балет не получил художественно полноценного сценического воплощения, и музыка Глазунова гораздо полнее и органичнее воспринимается с концертной эстрады. «Времена года» часто звучат в симфонических концертах.

«Времена года» были для Глазунова одним из самых любимых среди собственных его сочинений. Асафьев был справедливо убежден, что «Времена года» — «лучший по характеру материала и выразительности музыки балет Глазунова, не говоря уже о выдающемся техническом мастерстве».

Еще о музыке и композиторах можно прочитать здесь:

П.И. Чайковский «Времена года»: как сочинение по заказу покорило весь мир

Вивальди — зануда, способный шестьсот раз подряд сочинить один и тот же концерт