Всем привет!
Я люблю посещать монастыри. Это - моё место силы и энергии. Обычно меня не сильно интересует мирская история обители. Я еду к Святыне и это первично. Но два раза я делала исключение и ставила Историю, которая произошла в стенах монастыря на первое место. Про одно такое исключение я и хочу сегодня рассказать.
Мои постоянные читатели знают, как сильно я люблю Санкт-Петербург. И, конечно, меня очень увлекла история дома Романовых. А у любой истории есть своё начало. Колыбель династии Романовых - это Ипатьевский монастырь в Костроме. Николай Второй и его семья, а вместе с ними правление Романовых, завершили свой путь в доме Ипатьева. Интересно - это совпадение или такое символичное место гибели Романовых выбрали специально?
В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Шереметевым. 14 марта в Троицком соборе монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени. Википедия
С тех пор каждый наш правитель, после вступления на престол, приезжал в монастырь и делал подарки.
Например, эти Северные или Екатерининские ворота , которые являются главным входом в обитель, были построены в 1767 году специально к приезду Екатерины Второй. Со стороны монастыря арка украшена "Всевидящим Оком"
О том, что Ипатьевский монастырь неразрывно связан с Романовыми - общепризнанный факт. Но вот история его основания является спорной.
Согласно поздней легенде, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Современные исследователи считают мурзу Чета мифической фигурой, а «Сказание о князе Чете» генеалогической легендой, призванной придать княжеский статус роду Годуновых. Википедия
История - наука сложная, победители пишут её по-своему и многие историки трактуют, как хотят. Благо мы сейчас можем читать разные источники и делать свои выводы. В конце статьи я оставлю ссылку на статью, где автор рассказывает свою версию происхождения рода Годуновых, опираясь на исторические источники и называет Карамзина одним из "творцов анти-годуновского «черного пиара»"
о боярине Захарии Зерна-Чета, основателе Ипатьевского монастыря. и его роде первую статью из серии «Потерянная династия».
Ехала я в "колыбель" Романовых, но оказывается с родом Годуновых этот монастырь связан не меньше. Для меня этот период нашей истории совсем не изучен. Поэтому статей про Ипатьевский монастырь будет несколько. В этой части основной акцент будет сделан на родословной основателя.
Согласно родословным, у Захарии был сын Александр, который, возможно, может быть идентифицирован с убитым (1304) в Костроме боярином Александром Зерно, а также внук Дмитрий Зерно, имевший трёх сыновей — Ивана, Константина Шею и Дмитрия. От старшего сына Ивана, Фёдора Сабура, пошли Сабуровы, от младшего, Ивана Годуна — Годуновы
Изначально на территории монастыря было три усыпальницы Годуновых. Потомки заботились о памяти своих предков.
Годуновские могилы в прежние времена имели дорогие бархатные покровы, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Покровы присылались или лично доставлялись в монастырь родственниками умерших иногда по несколько покровов одновременно. В ризнице Ипатьевского монастыря сохранились два таких покрова от 1592 г., работы царицы Ирины Феодоровны, находившиеся над могилами [c. 47:] ее отца Феодора Ивановича и брата Василия Феодоровича Годуновых. Источник тут
До наших дней сохранилась только одна усыпальница под папертью в Троицком соборе.
И, если благодаря Борису - фамилия Годуновых известна всем. То про род Сабура я раньше не слышала или не запомнила. А ведь и его представитель оставил след в нашей истории:
В Никоновской летописи и в «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается об участии праправнука Захарии Чета Федора Сабура в Куликовской битве. Тогда он спас жизнь самого великого князя Дмитрия Донского. Федор Сабур воевал в полку у воеводы Ивана Квашни
Источник: ЗАГАДКА ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ тут и про самого Захарию рассказ
Вот так в одном монастыре переплелась история двух родов. И опять символично-то как у нас всё. К Борису Годунову с поклоном шли и на царство звали в Новодевичий монастырь, а первого Романова призвали в "годуновской" обители. Кстати, в Смутное время Ипатьевский монастырь признал Лжедмитрия Второго. Смог освободить Кострому в сентябре 1609 Давыд Васильевич Жеребцов.
Совершив беспрецедентный переход из Туруханского края (ныне северная часть Красноярского края), 1200 воинов Жеребцова, соединившись по пути с шестью сотнями архангельских стрельцов, неожиданно появились у Костромы, разбили Александра Лисовского и освободили от «тушинцев» этот город вместе с Ипатьевским монастырём.
А с осени 1612 года у монастыря началась уже другая история, но о ней я расскажу в другой раз.
Спасибо за поддержку! Ваши лайки, подписка и комментарии очень помогают развитию канала и дают мне вдохновение для новых статей.
Все статьи про города Золотого Кольца по тегу #hellengeo_золотоекольцо