Найти тему
ВОЕНВЕД

Генерал Рохлин отказался от звания Героя России

Служить в частях 8-го гвардейского корпуса было нелегко. Генерал-лейтенант Рохлин драл своих подчиненных как сидоровых коз за боевую подготовку. Драл провинившихся офицеров и прапорщиков, те драли сержантов, а сержанты до седьмого пота заставляли солдат форсировать преграды на пересеченной местности, проходить полосу препятствий, штурмовать огневые точки, окапываться и стрелять.

Некоторые искренне не понимали. Ну зачем нам эта усиленная боевая подготовка, в мирное-то время? С кем воевать-то? И лишь ветераны афганской войны и "горячих точек" признавали: все правильно делает командующий, случись война - без этого не выжить. Рохлин и сам афганскую прошел и заповедь Суворова испытал на своей шкуре: тяжело в учении - легко в бою. Правда, в бою все равно не было легко. Но лучше нелегко живым, чем легко, но вычеркнутому из списков части.

И вот в Чечне все эти знания и умения пригодились на полную катушку. А еще вера в Батю, в генерала Рохлина. Все знали, что он не подведет. И действительно, Грозный штурмовали четыре колонны под командованием четырех генералов и только корпус генерала Рохлина вошел в город с минимальными потерями. А дальше была война.

Рохлин воевал так. Днем работала сначала артиллерия, подавляя всяческое сопротивление, а затем шли бойцы. Ночью разведывательный батальон корпуса захватывал объекты, выбивая оттуда боевиков, затем подтягивались все остальные и занимали оборону. Разведчики шли дальше и так раз за разом. Отчего так?

Рохлин знал, что матери доверили ему своих мальчишек, из которых он сделал солдат. Разведка была самым боеспособным и умелым подразделением. Один разведчик стоил нескольких простых пехотинцев и мотострелков в бою. И это война, кем-то приходилось жертвовать. И основные боевые функции взяла на себя разведка. Так Рохлин сберег многих. Но разведка, увы, бессмертной не была, она несла потери.

Разведчиков становилось все меньше и меньше, а освобожденной и зачищенной территории все больше и больше. К моменту штурма президентского дворца от разведывательного батальона осталось всего три десятка бойцов. От всего батальона. От самого лучшего батальона. Надеюсь, об этом помнят все ребята из 8-го гвардейского корпуса, которые встретили тот 1995 Новый год в Грозном. Ведь они вернулись домой, а кто-то нет.

Лев Рохлин. Источник изображения: https://vitalidrobishev.livejournal.com/7576892.html
Лев Рохлин. Источник изображения: https://vitalidrobishev.livejournal.com/7576892.html

Все в те дни были героями. И солдаты и офицеры. Первым Героем России с самого начала той кампании стал прапорщик, рохлинский воентехник Витя Пономарев. Да, героями были все. И мотострелки и "вованы" и спецназ и морпехи с десантурой и артиллерия и танкисты. Каждый боец. Даже те, кто сначала растерялся. Потому что важно перебороть в себе малодушие и трусость. А это тоже подвиг.

Был случай. В самом начале штурма Грозного крепко досталось майкопской мотострелковой бригаде и 81-му мотострелковому полку. Боевики использовали эффект неожиданности и огневым ударом рассеяли мотострелков. Нужно было выручать парней. Рохлин поставил задачу - отыскать выживших и привести их к пвд корпусного разведбата.

Солдатиков отыскивали по подвалам и чердакам, в развалинах и сараюшках. Набралось около двух рот спасенных. Чумазых, испуганных, раненых, еле стоявших на ногах. Рохлин приказал построить всех найденных, а потом полчаса костерил это воинство при всем личном составе разведбата. Самыми мягкими и приличными выражениями в этом спиче были "трусливые мapтышки".

А затем сказал такие слова: "Мы в окружении. Боевики превосходят нас в численности в пятнадцать раз. И помощи нам ждать некуда (8-й гвардейский тогда оказался один, занимая центр Грозного, а остальные группировки отошли). И если нам суждено здесь лечь - пусть каждого из нас найдут под кучей вражеских туловищ. Давайте покажем, как умеют драться русские бойцы и русские генералы! Не подведите, сынки..."

И сынки не подвели. Дрались так, что духи пятились и бежали. Дрались яростно, загоняя в самые дальние уголки своей души тот позор, который пережили ранее. И стали героями. Веселыми, злыми, отрешенными, не боящимися ничего. И сделали так, что их теперь боялись чеченцы.

Потом уже по эфиру "чехов" гоняли дудаевский приказ "разведку Рохлина и русский спецназ из 45-го полка ВДВ в плен не брать". И для бойцов это было самой честной наградой - враг уважал и трезво оценивал боевые качества ребят.

Из 2200 бойцов, воевавших в Чечне под командованием генерала Рохлина, 1928 солдат, сержантов, старшин, прапорщиков, офицеров были представлены к боевым орденам и медалям. Не все их смогли получить. Увы. Но все они были Героями.

Героем был и Рохлин. Но от звания Героя Российской Федерации он отказался. Не посчитал достойной вообще всю эту ситуацию. Генерал сказал: "В гражданской войне полководцы не могут снискать славу. Война в Чечне — не слава России, а её беда."