При первом знакомстве с сериалом, некоторое время я ожидал проявлений традиционного англосаксонского фольклора. Однако, по мере развития сюжета, неожиданно возникли совершенно другие образы. Некоторые из таких проявлений оказались довольно хорошо знакомыми, поскольку неожиданно в них самих и поведении героев современного произведения в жанре фэнтези проявились весьма знакомые черты из известных с детства русских народных сказок. Приведу наиболее характерные примеры.
Одним из главных героев саги является уже неоднократно упомянутый Джон Сноу. У изначально показанного имеющим сомнительное происхождение бастарда, к концу седьмого сезона сериала обнаруживается царское происхождение и законные права на Железный трон. Правда самому Джону это становится известным не сразу, тайна его происхождения раскрывается Брану Старку в одном из его видений.
Джон Сноу практически сразу приобретает знакомые с детства каждому носителю русской культуры характерные черты.
Джон является наиболее низшим по положению из многочисленных детей Эддарда Старка
Известным персонажем русского фольклора является Иван-царевич (Иван-дурак, Иванушка-дурачок, Иван-крестьянский сын). Вариантов этой сказки и имён главного героя насчитывается огромное множество. По мнению некоторых исследователей фольклора, сам эпитет «дурак» изначально мог означать просто младшего сына, который не получал значительного наследства («оставался в дураках»). Такое положение младших сыновей дворян являлось характерным не только в России, но и во всей средневековой Европе. Это хорошо согласуется с социальным положением Джона Сноу, перед которым открывается единственная, довольно мрачная перспектива – пойти на тяжёлую и опасную службу в ряды Ночного Дозора.
Иван изначально простого происхождения, затем оказывается неожиданно вовлечен в увлекательный сюжет сказки, получает благосклонность царской дочери, помогающей ему при помощи магии, затем Иван, как правило, имеет с ней близкие отношения и сюжет завершается свадьбой.
Следует отметить, что имя «Джон» является просто вариантом имени «Иван». Имя героя в данном случае в книгах пишется нестандартно – Jon Snow, в общепринятом варианте английского должно быть «John», но это не влияет на его произношение в сериале. Таким образом, имена сравниваемых персонажей полностью совпадают.
Как сказочный персонаж, Иван связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания некоторых из действующих лиц и их имена. Такая устойчивость определенных образов и сюжетов весьма интересна и далее я попытаюсь дать этому феномену объяснение.
Очень часто в начале сказки Иван беден, потерян родителями, преследуется врагами и не знает о своем на самом деле царском происхождении. Распространённым элементом сюжета является обнаружение по ходу действия, обычно ближе к концу сказки, изначально сокрытого знатного происхождения Ивана.
Впрочем, иногда Иван является просто младшим сыном царя. В этом варианте он как раз и именуется «Иван-царевич», то есть «сын царя», и его благородное происхождение не скрывается, хотя подчеркивается его некий приниженный статус, например, по отношению к старшим братьям. Кстати, обычно Иван воспитывается в многодетной семье, имеет нескольких братьев и сестер. В варианте царевича Иван часто оказывается лишённым законного наследства (например – полцарства), которое ему приходится различными способами возвращать. В любом случае, в начале сюжета Иван имеет несколько приниженное социальное положение: он либо вообще сомнительного происхождения, либо является младшим сыном знатного человека.
В дальнейшем я преимущественно буду именовать героя русских сказок Иваном-царевичем или просто Иваном, без указания других вариантов имени.
Итак, обычно Иван-царевич является младшим из многочисленных детей царя. У Ивана-царевича, как правило, имеются два старших брата: Фёдор и Василий и три сестры: Марья, Ольга и Анна. Всё это – достаточно распространённые стереотипные русские имена. Встречаются и другие варианты имен его родственников, но сам по себе факт наличия у Ивана многочисленных братьев и сестер является в русских сказках неизменным.
У Неда Старка также имеются трое родных сыновей – Робб, Рикон и Бран и один приемный – Джон Сноу, в семье воспитывается также взятый в качестве заложника Теон Грейджой. Также у Эддарда есть две дочери – Санса и Арья. Таким образом, у Джона Сноу много братьев и сестер.
Джон воспитывается как равноправный член семьи Старков, дети Неда относятся к нему доброжелательно, кроме Сансы, которая держит некоторую дистанцию. Особенно тепло Джон относится к младшим братьям и сестре Арье. Джон неоднократно показан заботящимся и защищающем их. Так, он обучает Брана стрельбе из лука, затем, когда тот получает увечье, искренне переживает за него. Следует отметить, что в русских сказках Иван-царевич также в начале сюжета часто показан стреляющим из лука. Перед отъездом Джон прощается с Браном, находящимся без сознания после падения с башни. Он дарит Арье короткий меч, который та впоследствии искусно применяет; Джон также даёт ей советы по использованию этого оружия. Позднее Джон оказывает помощь Сансе и жестоко мстит за гибель Рикона Старка.
Джон подвергается унижениям со стороны старших по возрасту и более высокопоставленных персонажей
В начале русской сказки Иван-царевич, как правило, подвергается унижениям со стороны своих старших братьев или других родственников. При этом, впоследствии их часто ждет наказание за такое неправильное поведение, а в конце Иван занимает главенствующее место среди них.
В целом, как уже говорилось, отношение со стороны братьев и сестер к Джону хорошее, но жена Эддарда Старка Кейтилин и дочь Санса относятся к нему холодно и дают понять, что он им не ровня. По отчасти понятным причинам, особенно это проявляется именно в поведении Кейтилин. После прибытия в Винтерфелл короля Роберта Баратеона и его свиты, Джону даже не разрешают присутствовать во время пира в главном зале замка, поскольку Кейтилин Старк считает это оскорбительным для почётных гостей.
Джон оказывается вынужден коротать время во дворе замка, где он встречает Тириона Ланнистера. Так как оба находятся в положении неких изгоев, они быстро находят общий язык. Карлик, который с детства чувствует свою ущербность, даёт Джону совет не скрывать то обстоятельство, что он является бастардом, а, наоборот, с гордостью носить этот, как он выражается, «титул».
Джон просит своего дядю Бенджена Старка забрать его с собой в Ночной Дозор, поскольку в рядах этого братства по оружию никого не интересует происхождение бойцов, и даже бастард может со временем занять там высокий пост.
В третировании Джона принимает участие и Джейме Ланнистер, в начале сериала вообще показанный с довольно скверной стороны. Перед отъездом из Винтерфелла на Стену, Джон во дворе замка сталкивается с ним, и Джейме, зная о планах Джона служить в рядах Ночного Дозора, с издевкой благодарит его за защиту от мифических чудовищ, якобы скрывающихся за Стеной.
Итак, очередным совпадающим признаком является унижение Джона со стороны его родственников и других высокопоставленных особ.
У Джона есть верный лютоволк по кличке Призрак
Одним из самых устойчивых стереотипов, связанных с образом Ивана-царевича, является наличие у него в качестве спутника верного животного, обладающего разумом и даром речи, и помогающего своему хозяину. Наиболее распространенным спутником Ивана является другой известный персонаж русского фольклора – Серый волк, на котором Иван иногда ездит верхом. Часто этот верный друг появляется как результат некоего квеста, Иван приобретает его волшебным образом или в силу необычных обстоятельств.
В самом начале сериала, возвращаясь в Винтерфелл, Старки обнаруживают мёртвую лютоволчицу, а рядом с ней – пятерых маленьких щенков. Эддард хочет убить осиротевших малышей, мотивируя это тем, что лютоволки не поддаются дрессировке, но Джон уговаривает оставить их в живых, поскольку эти звери являются геральдическим символом великого дома Старков. Джон считает находку знаком свыше, тем более что волчат ровно столько же, сколько детей у Эддарда, не считая самого Джона. Очень быстро рядом находится шестой волчонок, абсолютно белой масти, что сильно отличает его от остальных. Именно этот волчонок достаётся Джону, и он даёт ему прозвище Призрак. Этот зверь оказывается верным соратником Джона и впоследствии неоднократно помогает ему. Случаи оказания помощи Джону верным Призраком я буду рассматривать по мере анализа образа самого Джона.
Вообще образ Джона Сноу прочно связан с этим зверем ещё и как с геральдическим символом – лютоволк является главным элементом герба великого дома Старков, в котором воспитывается и который позднее возглавляет Джон.
Образ волка как верного помощника главного героя проявляется в произведениях современного искусства регулярно, и порой достаточно неожиданно. Я ещё приведу примеры этого из других произведений.
Джон является обладателем необычного меча
Ещё одним элементом сходства Джона Сноу с Иваном-царевичем является обладание необычным древним оружием. Одним из важных элементов образа Джона является его меч – Длинный Коготь.
Уникальный волшебный меч хорошо известен в русском фольклоре, в том числе в связи с образом Ивана-царевича. Это – меч-кладенец. Большое количество упоминаний этого волшебного меча в русских сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, позволяет утверждать, что название «кладенец» не было именем собственным какого-то индивидуально определенного оружия, конкретного единственного меча, а характеристикой некоторой группы холодного оружия.
В сказках меч-кладенец обладает выдающимися боевыми качествами. В частности, он мог самостоятельно рубить врагов без помощи своего владельца, а в некоторых случаях даже обращался в змею и перемещался. Подобные особенности вызывают некоторые ассоциации с булатными клинками. Следует упомянуть, что Длинный Коготь является мечом из валирийской стали. Далее я рассмотрю ассоциации между булатной и валирийской сталью, некоторые из которых просто поразительны.
Наименование «кладенец» происходит от слова «клад» и очевидно имеет значение чего-то вырытого или иным образом добытого из-под земли. В связи с этим, стоит отметить случаи, когда Иван или другой сказочный богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы или кургана, который также является местом захоронения. Такое оружие, принадлежавшее мёртвым, наделено особыми силами. Соприкоснувшись с миром мёртвых, владелец меча-кладенца приобретает сверхъестественную силу, становясь неуязвимым для самой смерти. Например, в былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят гроб, который они решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору – как раз впору. Старший их героев просит младшего взять у него меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб опоясывает железная полоса, запирающая Святогора в гробу. Ушедший таким образом из жизни Святогор, передает меч-кладенец Илье.
Другой былинный обладатель меча-кладенца, богатырь Еруслан Лазаревич, обретает его следующим образом: в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, он заезжает на поле битвы, посреди которого возвышается живая голова великана-богатыря, которая рассказывает Еруслану, что необходимый ему волшебный меч спрятан под ней. Еруслан после выполнения задания, получает меч-кладенец в свои руки. Этот фольклорный сюжет практически без изменений воспроизведён в знаменитой поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Таким образом, волшебный меч из русских сказок оказывается обретен Иваном или другим аналогичным героем в связи со смертью, в той или иной форме. Кроме того, меч часто попадает в руки героя от старшего по возрасту или более опытного товарища по оружию и является результатом выполнения определенного задания.
Поразительно сходные обстоятельства присутствуют в биографии Джона Сноу.
Вернувшись из вылазки за Стену, Джон, Сэмвелл Тарли и другие братья-дозорные привозят с собой два трупа разведчиков – Джафера Флауэрса и Отора, которые ранее отправились в поход вместе с Бендженом. Отора готовят к похоронам, и он лежит неподалеку от кабинета лорда-командующего, но ночью пробуждается и отправляется прямиком к спящему Джиору. Однако, Джон спасает Джиора от боевого товарища, восставшего из мертвых в качестве вихта. Он одолевает буйного покойника, случайно поджигая его и, таким образом узнаёт первый способ совладать с вихтами – при помощи огня.
В награду за спасение собственной жизни, лорд-командующий дарит Джону свой фамильный меч, предварительно поменяв навершие рукояти с головы медведя на голову лютоволка. Это и есть Длинный Коготь, который, таким образом, теперь содержит геральдический символ семьи, воспитавшей Джона.
То есть, старший, более опытный товарищ по оружию, дарит Джону уникальный меч именно за победу над мертвецом. Следует также отметить, что, как и Святогор из русских былин, Джорах Мормонт вскоре умирает, пав от рук взбунтовавшихся дозорных.
Как и его аналог из русских сказок и былин, через некоторое время Длинный Коготь поможет Джону выстоять против олицетворения самой смерти.
Джон вступает в схватку с могущественным чёрным магом
Одним из обязательных эпизодов сказок с участием Ивана-царевича является его противостояние с могущественным волшебником. Как правило, в качестве его оппонента выступает другой известный фольклорный персонаж – Кощей Бессмертный. Используется также вариант имени «Кащей», я буду в дальнейшем использовать оба варианта имени злого волшебника. Обычно он изображается как весьма пожилой, со сморщенным лицом, худощавого телосложения, иногда в виде ходячего скелета, или в одеянии, имитирующем кости, высокого роста и с короной на голове. Корона на голове Кощея соответствует его именованию как царя и одновременно – волшебника. Эпитет «Бессмертный» является не просто фигурой речи, а описанием главной сущности чародея – он является уже мёртвым и его уничтожение представляет из себя крайне сложную задачу. Обычным способом, силой оружия, Кощей убит быть не может. Победа над ним достигается только путём определённых действий магического характера, использования специальных средств и тому подобного. Иван-царевич вступает в единоборство с могущественным Кощеем Бессмертным обычно ближе к концу сюжетной линии и побеждает его далеко не с первой попытки.
Данный набор стереотипов в полном объёме присутствует в сюжете «Игры престолов» в связи с противостоянием Джона Сноу и Короля Ночи – предводителя Белых Ходоков.
Белые Ходоки, как и Кощей, могут быть убиты ограниченным набором средств: огнем, драконьим стеклом или валирийской сталью, причем необходимые боевые качества последней обнаруживаются случайно именно в связи с мечом Длинный Коготь.
Во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, несколько веков пробывшим в заточении либо в какой-то башне, либо в подземелье, скованным цепями или что-то в этом роде. Белые Ходоки тоже много веков скрывались за Стеной, из-за которой и выбираются в ходе событий сериала.
Королю не подобает ходить пешком, и властелин нежити Вестероса часто показан передвигающимся верхом. Он ездит на коне, а также в заключительной серии седьмого сезона показан управляющим синим драконом Визерионом.
Кощей Бессмертный также часто ездит верхом, как на коне, так и на Змее Горыныче – разновидности дракона, часто многоголового, также распространенного в русском фольклоре.
В сказках вода придаёт Кощею сверхъестественную силу: в сказке о Марье Моревне, выпив три ведра, по доброте принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей, сковывавших его и освобождается из подземелья Марьи Моревны. В сюжете «Игры престолов» показаны случаи использования Белыми Ходоками воды, а точнее, льда, как её разновидности, в качестве оружия и источника своих сил.
Также в фольклорных сюжетах Кощей обязательно выступает в роли похитителя, как правило, девушек, в частности невесты либо жены Ивана-царевича, которую ему приходится потом освобождать. Белые Ходоки тоже выступают в роли похитителей, поскольку они показаны крадущими детей, из которых они потом производят новых Белых Ходоков.
В сериале, поединок Джона с носителем потусторонних сил, олицетворяющим смерть, происходит при следующих обстоятельствах. Джон Сноу предлагает предводителю одичалых Тормунду мир, обещая взамен обеспечить им проход через Стену и место для последующего поселения. Станнис Баратеон одобряет такую сделку и даже предоставляет свои корабли для более быстрой переброски одичалых на юг. С целью погрузки на борт одичалые концентрируются в местечке под названием Суровый Дом, на заснеженном берегу холодного северного моря. Туда же прибывает делегация Ночного Дозора во главе с самим Джоном. Именно в момент начала отправки судов они подвергаются внезапному нападению огромной армии Белых Ходоков, которых ведёт лично Король Ночи.
Нападение происходит в крайне невыгодный момент – не все одичалые одобряют идею плыть на юг, их вожди в одном из зданий оживлённо спорят о необходимости принятия именно такого решения. При этом, часть одичалых уже начинает грузиться на корабли. В этот момент начинается сильная метель, под прикрытием которой ожившие мертвецы атакуют укрепления и довольно легко преодолевают их. В лагере начинается паника, организованного сопротивления не происходит, и толпы людей в беспорядке бегут к лодкам. Прикрывая отход, Джон, вместе с немногочисленными соратниками, бросается оборонять в первую очередь деревянные ворота. Однако их легко оттесняют от укреплений, и во дворе начинается яростная рукопашная схватка. Стальные мечи и стрелы оказываются малоэффективными против противников, которые и так уже мертвы. В ходе боя Джон и его спутники оказываются в строении, где только что проходило совещание вождей, надеясь найти там запасы драконьего стекла, о предполагаемых свойствах которого им уже известно от Сэмвелла Тарли, хотя никто из них не проверял это на практике.
Однако, внутри на них неожиданно нападает один из Ходоков. Обычное оружие не оказывает на врага никакого заметного действия и рассыпается. Джон, не зная, каким будет результат, парирует удар Белого Ходока Длинным Когтем. К несказанному изумлению Джона, меч выдерживает удар, а затем и вовсе поражает противника, который разваливается на мелкие кусочки. Таким образом, герой узнаёт о том, что против вихтов и их хозяев можно успешно использовать валирийскую сталь.
К концу седьмого сезона сериала, и Джон Сноу, и Король Ночи всё ещё живы (насколько это применимо к предводителю нежити), но помня о сюжетах сказок, следует понимать, что для них двоих места в мире маловато. Им ещё предстоит схватка, которая поставит точку в этом эпическом противостоянии.
Продолжение следует.