В то время как разгоралась работа по танку «Т-46» (о нем есть статья на канале), которого пророчили в приемники старого «Т-26», в начале 1936-го года появилась инициатива о создании более мощного танка по типажу этих бронемашин. Броня БТ уже не устраивала автобронетанковое управление РККА. К тому же высказывалось мнение что нет смысла иметь 2 легких танка на вооружении («БТ» и «Т-46»).
Появилось желание создать универсальный танк со следующими характеристиками:
- масса 14-18 тонн
- 45-мм пушкой и двумя-тремя 7,62-мм пулеметами
- скоростью в 40 км/ч по шоссе
- запасом хода в 250 км
- 30-мм броней в корпусе и 25 мм в башне
- двигателем МТ-5, мощностью 320 л.с.
Этот проект получил название Т-46-1 и металле его не построили. Зато построили модернизированный проект Т-46-3 с наклонной 30-мм броней. Танк даже прошел испытания, но остался незамеченным и вскоре вышла новое указание о создании новой модификации с броней в 40-45 мм.
На этом основании и разработали танк «Т-111» (который также называют Т-46-5). Опытный образец был изготовлен в апреле 1938-го года на основании наработок по Т-46 и танку Т-50. Получилась реально помесь двух танков со своими причудами.
На «Т-111» поставили 300-сильный двигатель, 50-60 мм бронирование, классическую для танков тех времен 45-мм пушку «20К». Шасси установили 6-катковое, сблокированное попарно по 2 штуки. Танк к слову имел высокое, но все еще терпимое давление на грунт (0,92 кг на см. кв, при том что выше 1,00 уже критичное значение для танков).
На испытаниях 1938-го года, опытный «Т-111» оставил двоякое впечатление — корпус танка выдержал обстрел 37-мм и 45-мм пушками, и даже 76,2-мм полковой пушки низкой баллистики.
На стрельбовых испытаниях «Т-111» поражал цели куда лучше чем «Т-26» и «БТ-7». А вот с двигателем начались проблемы, потому что итоговая масса танка составила аж 32 тонны! Более мощный мотор сделать не успевали, потом танк передали в разработку другому заводу, там его признали низкотехнологичным а вооружение слабым.
От сборки нового образца «Т-111» в итоге отказались.. Куда делся опытный «Т-111» непонятно, т.к. он как и многие танки потерялся в суматохе начала немецкого нападения на СССР в 1941-ом году.
По итогу можно сказать что «Т-111» был действительно неэффективен. Являясь обросшей броней устаревшим «Т-46» он устарел уже на момент своего появления. Броня в 60 мм была бы хорошей для начально-заданной массы в 18 тонн, но вот как 32-тонной танк в конце 30-х году он был уже НЕЭФФЕКТИВЕН.
Характеристики:
- Масса — 32,2 тонны
- экипаж — 3 человека
- размеры — 5,4 м (длина) * 3,14 м (ширина) * 2,416 м (высота), 0,39 м (клиренс)
- вооружение — 45-мм пушка 20К и два 7,62-мм пулемета ДТ
- боекомплект — 121 снаряд и 2394 патрона
- бронирование — 60 мм во лбу корпуса и башни, 50 мм в бортах корпуса и башни, 60 мм в корме корпуса, 50 мм в корме башне, 20 мм в крыше и днище
- максимальная скорость — 31 км/ч по шоссе или 16 км/ч по пересеченной местности
- удельная мощность — 9,31 л.с. на тонну (двигатель, мощностью 300 л.с.)
- запас хода — 125 км по шоссе или 95 км по пересечённой местности
А что вы думаете про «Т-111»? Пишите в комментариях :)