Размышления мужа о художниках-иллюстраторах детской литературы...
"Почти у каждой книги для детей, особенно у книги для маленьких, - два автора. Один из них - писатель, другой - художник.
Когда называют книгу, знакомую нам с детства, мы прежде всего вспоминаем милые, смешные, затейливые рисунки, часто раскрашенные от руки, а потом уже и текст.
Такую существенную роль играет в детской книжке рисунок."
С. Я. Маршак “Щедрый талант”.
Вот на какой прямо-таки эпиграф наткнулся я давеча. Очень, на мой взгляд, подходящий к моим опусам.
А текст этот будет посвящён замечательному художнику Владимиру Григорьевичу Сутееву (1879-1960), не вошедшему в составленный мною топ10(+1). Не попал этот гениальный мастер в него лишь по той причине, что автор рейтинга самовлюблённый сноб, который хоть и вдохновлялся, при составлении, реакцией своих малолетних сыновей на различные образцы детской литературы, но во главу угла, как любой любящий родитель, ставил свои личные впечатления, как наиболее важные и вообще… Уверен, что Мелкие, будь они сейчас грамотными, оценили бы творчество Владимира Григорьевича триумфальным возведением его на одно из первых трёх мест. А человек он действительно был выдающийся: стоял у основ создания отечественной мультипликации, снимал документальное кино, писал и оформлял детские книги, воевал, преподавал… Интересный факт – художник одинаково владел как правой, так и левой руками, был амбидекстром.
Знал я в отрочестве одного пацана с таким же даром, так вот, он тоже отлично рисовал, а срисовывал просто, как сканер. По этому поводу есть у меня довольно сырая теория о том, что умение рисовать в большинстве случаев никак не связана с талантом, а скорее с моторикой. И его, умение, при желании прекрасно можно натренировать и отточить. В работах же по настоящему талантливых иллюстраторов, а я сейчас именно о них говорю, всегда присутствует лёгкая нотка раздолбайства, несовершенства, вызывающая интерес, цепляющая за душу, будящая фантазию (для детей это всё оч важно!). А вот как вычислить границу, пропорцию или отношение между “сторожевой башней” и мазнёй в чьём-то конкретно взятом творчестве я не знаю. Можно, конечно, обосрамшись, отбрехаться тем, что ТАКОЕ нужно чувствовать сердцем, но я, как сельский чистоплюй, приму за рабочую версию эту как-бы теорию бездоказательно. В конце концов, я тоже художник, я так вижу)))
Что ж, я развёл много воды, этого у меня полно, а теперь галопом по теме. Я приложу выбранные наобум иллюстрации из любимой сыновьями сказки Сутеева “Три котёнка” (да, он сам оформлял свои книги, идеально сотрудничая сам с собой) и из сказки “Приключения Чиполино” неподражаемого Джани Родари. Вспоминайте, оценивайте, знакомьтесь…
Всем удачи.
Спасибо за внимание.
Продолжение следует.
По ссылкам вы найдете предыдущие или следующие статьи.
Вступление