Если есть субстили хард-рока в основном британские (глэм-рок), то почему бы не существовать и чисто американским. Штатовские музкритики дают для американского варианта харда точные географические координаты. А одна из известнейших не только в США, но и во всем мире рок-групп, посвятила городу, чье имя получил субстиль, о котором сегодня пойдет речь, одну из своих известнейших песен.
Ютуб-канал KISS
Детройт, город на севере США в штате Мичиган, известен не только как бывший крупный промышленный, но и столь же крупный музыкальный центр Америки. Свои традиции в Детройте имеют и джаз, и блюз, и ритм-энд-блюз. Особенно ритм-энд-блюз. Известнейший лейбл Motown, издававший артистов данного жанра, находился в Детройте с 1959-го по 1972-й. И название свое он получил от прозвища Motor town (Город Моторов), которое носил Детройт.
Но и в рок-н-ролльной истории Города Моторов были свои славные имена. Фактическим уроженцем Детройта был один из претендентов на звание "первого исполнителя рок-н-ролла" Билл Хейли (Bill Haley). В 1950-е и начале 1960-х ряд хитов, попавших в американский топ-40, исполнил работавший на стыке рок-н-ролла и кантри певец и гитарист Джек Скотт (Jack Scott), который приехал в Детройт из Канады. Свое влияние на детройтскую рок-сцену оказал и известнейший музыкант из Гранд-Рапидс, второго по величине города штата Мичиган, Чарльз Уидон Вестовер, носивший сценический псевдоним Дел Шеннон (Del Shannon).
В середине 60-х Детройт и окрестные городки, включая индустриальный Флинт и университетский Энн-Арбор, стали колыбелью для громадного числа групп "гаражного" рока и центром сосредоточения клубов, среди которых выделялся Grande Ballroom, где эти группы выступали. Многие будущие рок-звёзды всеамериканского и мирового уровня прошли в этих группах хорошую школу. Среди них были Дон Брюэр (Don Brewer), игравший позже в Grand Funk Railroad, Тед Ньюджент (Ted Nugent), позже в Amboy Dukes и собственной группе, Гленн Фрей (Glenn Frey), позже в Eagles, чуть менее известные у нас соло-исполнитель Маршалл Креншоу (Marshall Crenshaw) и будущий гитарист группы The Knack Дуг Фигер (Doug Fieger). А также тогда ещё совсем юная не нуждающаяся в представлении всеобщая любимица Сюзи Кватро (Suzi Quatro).
Приблизительно в это же время началась карьера Боба Сигера (Bob Seger)
Ютуб-канал Bob Seger
и Митча Райдера (Mitch Ryder). Оба позднее стали известными исполнителями харда.
Ютуб-канал Drive
Критическая масса накапливалась и к концу 60-х детройтский мегаполис стал эпицентром исполнения высокоэнергетической, сырой, грубой и громкой рок-музыки, в которой эмоциональная составляющая превалировала над отточенностью аранжировок. Прото-хардовые альбомы, наполненные такой музыкой, выходили на протяжении 1967-68 годов. А в 1969-ом уже окончательно оформившийся новый стиль, получивший название хард-рок, полностью завладел умами (и кошельками) слушателей. В этом году вышли "On Time" от Grand Funk Railroad -
Ютуб-канал The1stGunner
одноименный альбом The Stooges -
Ютуб-канал LambruscoKid
"Kick of the Jams" от MC5 (Motor City Five) -
Ютуб-канал wilderthewildest
Последние две команды помимо прочих имеющихся у них заслуг значатся среди тех коллективов, что заложили основы появившегося на 8-10 лет позже панк-рока.
Среди других имен "детройтского рока", получивших известность и свою минуту славы, хотелось бы отметить Теда Ньюджента,
Ютуб-канал tednugent
Frijid Pink, получивших известность со своей версией известного хита,
Ютуб-канал 60sClassicRock
почти одноименный с более популярными у нас французами коллектив The Rockets,
Ютуб-канал bluedanbass
и легендарное прото-панк трио темнокожих братьев Дэвида, Бобби и Дэнниса Хакни (David, Bobby, Dannis Hackney)
под не менее легендарным названием Death.
Ютуб-канал Death – тема
С "детройтским роком" также ассоциируют, хотя напрямую к нему и не относят, таких суперзвёзд как уже упомянутая Сюзи Кватро и Элис Купер (Alice Cooper). Можно долго перечислять имена и названия, но хватит и этих. Просто ещё раз отмечу, что в конце 1960-х и в 1970-е Детройт пережил настоящий хард- и просто роковый бум.
Детройт и в дальнейшем, в 80-е, 90-е, 2000-е, был крупным центром рок-музыки. И панк, и новая волна, и метал, и альтернатива не обошли Город Моторов стороной. Но это уже другие истории. А detroit rock остался достоянием 70-х.
Подводя итог вышесказанному, в очередной раз скажу, что музыкальные стили и особенно субстили не всегда выделяются по музыкальной составляющей. Достаточно часто бОльшую роль играют другие признаки. В случае с "детройтским роком" этот признак - географический. Хотя определенную музыкальную общность звучание практически всех "детройтцев" имеет.
С песни, посвященной Городу Рока, заметка началась, ещё одной песней-посвящением я её и закончу. Парни из Вустера, штат Массачу́сетс, J. Geils Band и их посвящение ставшему им домом Детройту.
Ютуб-канал bbanderic
P.S. Достаточно распространено мнение, что detroit rock является частью рока гаражного. Простота, непричесанность и некая "гаражность" в "детройтском роке" действительно присутствуют, но всё же я склонен относить его к подвидам именно харда.
#detroit rock #hard rock
Предыдущие заметки:
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 1.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 2. История рока - Рок-н-ролл.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 3. История рока - Ранний поп-рок и сёрф.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 5. История рока - фолк-рок.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 6. История рока - психоделический рок.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 7. История рока - поп-рок второй половины 1960-х.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 9. История рока - блюз-рок. Эта музыка будет вечной.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 12. История рока - субстили харда. Heavy psych.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 13. История рока - субстили харда. Glam rock.