2020. Первые три месяца мы сделали несколько десятков проектов/тиражей премиальних и подарочной упаковки. В марте я даже успел слетать в Рим, насладится атмосферой этого древнейшего города. Ничего не предвещало.
Чтобы вы понимали, мы производство с цепочкой специалистов разрабатывающих сложную премиальную упаковку под премиум продукты, все оборудование, производство и отделы высококлассных специалистов всё в РФ. В отличие от прекрасных купи продай рекламных агенств, у нас не 2 менеджера принимающих заказы, а огромный штат дорогих специалистов.
Представляете Титаник на всех парах, в миг неожиданно наталкивающийся на айсберги. Это наш бизнес в апреле 2020. Затраты миллионы рублей в месяц. Эта махина, на инерции въезжает в апрель.
Чтобы вы понимали, мы производство с цепочкой специалистов разрабатывающих сложную премиальную упаковку под премиум продукты, все оборудование, производство и отделы высококлассных специалистов в РФ. В отличие от прекрасных купи продай рекламных агенств, у нас не 2 менеджера принимающих заказы, а огромный штат дорогих специалистов.
С удаленкой проблем не было, у нас сильный IT движок, сели по домам, и имели возможность не теряя продуктивность продолжать переваривать десятки проектов в месяц.
Могли, да не смогли, проектов ровно ноль. Расходы капают каждый день, каждую минуту. Даже те проекты, которые мы уже реализовали и произвели, тиражи готовых коробок лежали на складе и вот вот должны отгрузиться, и за который жаждали постоплату. Клиент не стали у нас принимать эти тиражи, поставили на паузу отгрузку, что означало для нас полное отсутствие постоплаты — денег, которые мы уже вложили. Они вернуться неизвестно когда.
Нет новых заказов, не платят по старым.
Команда в час П.
Никто не понимал чем закончиться апрельская остановка экономики. Наши клиенты это ритейл, который был полностью закрыт. В этой ситуации полной неопределенности по деньгам основной вопрос для всех в коллективе был один — как мы будем выплачивать ЗП. Мы сократили выплаты, платили только часть.
Были те ребята, которые понимали ситуацию и не давили. Были те кому нужно было платить кредиты, снимать жилье, где т
Ребята просили даты, графики когда сколько будет приходить денег.
Объяснения, что я так же как и они получили команду сверху — не работать, и так же как они не знаю когда начнет работать экономика, такие объяснения если помогали, то не надолго. Этот вопрос маячил все время.
Сокращения.
Пришлось сократить часть персонала, там где у нас был запас. Это сокращение в дальнейшем еще даст о себе знать. Но об этом позже.
Короче, ужались мы как смогли. Но надо понимать, затраты не снизились в два раза. Снизились не ощутимо, если сравнивать с около нулевым приходом денег.
Я и мой стресс.
Закрытое помещение, нет невербального контакта с ребятами в команде. Либо телефон либо зум, сплошь сложные вопросы, на которые ответить я не имел возможности.
Закрывать компанию было обидно, много вложенных усили на протяжении 10 лет, большая клиентская база, мощный коллектив, большие производственные мощности, уникальная IT-система без аналогов на нашем рынке, большая эмоциональная связь с этим проектом.
Проект не закрывать равно накопить миллионы рублей долгов, с неизвестным концом, когда откроются магазины, будут ли проекты после пандемии, хватит ли проектов на рынке чтобы как минимум выходить в ноль? Миллион вопросов, и все с плохим вариантом в конце.
И вот, я в закрытом помещении, с сильно сфокусированным на мне лучем разного негатива схожу с ума. Накрывает мощный стресс, депрессия, по телу широким шагом пошла психосоматика, плохой сон, отсутствие аппетита. Собрал весь треш, что смог. Ресурс на нуле.
Интуитивно я понимал — нужно искать, что будет восполнять большую потерю ресурса психики и тела. Попробовал разные подходы, в итоге меня спасли две вещи:
- Психотерапия онлайн;
- Ежедневные занятия по вечерам тайцзы.
Тайцзы дало навыки расслабления тела, и вслед повысился уровень устойчивости психологической при разруливании очень неприятных вопросов.
Два месяца прошли очень жестко.
Июнь. Июль. Август.
В начале июня Собянин отменяет жесткую форму карантина, магазины начинают открываться. Неделя за неделей у нас просыпаются клиенты, хотя многие говорят, что будут смотреть как развиваются события и дальше думать тратить деньги или нет. Никто не спешит тратить.
Слава богу, что мы производим упаковку в которой бренды продают свою продукцию, и если они хотят присутствовать на рынке, нужно выпускать продукт. Июль, август и далее количество заказов нарастало, произведенные тиражи начали забирать со складов, а за ними потянулся и стал разрастаться ручеек денег.
С сентября по декабрь в нашем бизнесе большой сезон, и в этот коронный сезон рынок нас порадовал объемом работы. Не обошлось без проблем, все таки мы понесли потери в коллективе сократив некоторых ребят. Ощутимо выросли сроки разработки и запуска проектов в производство, клиенты ругались, но в основном отнеслись с пониманием.
Что нас спасло.
Спасибо нашим ребятам, что остались с нами и поддерживали компанию в рабоче состоянии не смотря ни на что.
Низкая кредитная нагрузка. Сильная рыночная позиция. Высокий пердновогодний сезон.
Итого.
- Долги по состоянию на декабрь 2020 в основной своей части погашены;
- Улучшен маркетинг, оптимизированы источники привлечения клиентов. Вырос трафик новых клиентов;
- Сократили часть бизнес процессов при помощи IT системы, процесс стал дешевле;
- Нашли и сократили не критичные функции бизнеса, идем дальше налегке.
В кризис ты либо умираешь, либо становишься сильнее. Банально до слез.