По-моему, протодьякон Андрей Кураев уже давно утратил веру и теперь просто не знает, что с этим делать.
Аркадий Малер
Ну вот и свершилось давно откладываемое, но неизбежное событие - решением Епархиального церковного суда Москвы, протодьякон Андрей Кураев, который ещё с весны был запрещён Патриархом в служении, был извержен из сана. Это решение ещё должен утвердить епископ Московской епархии, т.е. Патриарх Кирилл, и до того момента Кураев ещё может подать апелляцию.
Решение суда (на заседания которого Кураев ни разу не явился) было принято на основании установленных судом со стороны Кураева "признаков хулы на Церковь", а так же клеветы как на Церковь, так и на отдельных её клириков. Непосредственным поводом к началу процесса стали оскорбления Кураева в адрес умершего от коронавируса протоиерея Александра Агейкина, сделанные Кураевым в своём блоге в день смерти протоиерея. Собственно, непосредственно за это протодьякон и был сначала запрещён в служении ранее.
Однако, конечно, причиной извержения Кураева из сана были не только и не столько оскорбления его умершего собрата-священнослужителя в день его смерти, но огромная совокупность дел и слов уже почти бывшего отца Андрея, направленных против Церкви и Православия. К случившемуся, сей некогда выдающийся проповедник, шёл долго и упорно. Что уж говорить, если ещё с 2015 г. Церковь неоднократно призывала пртодьякона Андрея уняться и прекратить свою деструктивную деятельность, но лайки в интернете и медийная известность оказались ему дороже. Променял благодать на хайп.
Как я уже сказал, Кураев превратился из выдающегося православного проповедника, богослова и катехизатора в скандального ультра-оппозиционного блогера работающего в жанре "скандалы, интриги, расследования" под толстым-толстым слоем грязного белья и непроверенной информации, не сегодня. Как и многих, Кураева психологически сломала весьма конфронтационная избирательная кампания в Думу и Президента в 2011-2012 гг.. Когда о. Андрей с головой ухнул в оппозиционное движение, за несколько месяцев превратившись из "дьякона всея Руси", как его заслуженно звали до этого, в "дьякона всея оппозиции", променяв богословие на политику самого радикального либерально-оппозиционного толка, кои либерализм и радикальную оппозиционность, часто ради самой оппозиционности, он по инерции потащил и в Церковь.
И вот, когда оппозиционное движение в 11-12 гг, которое Кураев столь яростно поддерживал, сокрушительно проиграло, в нём что-то надломилось, и о. Андрей весь ушёл в лютую обиду на "тоталитарную" власть, а вслед за ней, видимо, спроецировал эту обиду и на церковное священноначалие и Церковь вообще, которые не поддержали оппозиционную "правду" и продолжили сотрудничать с законно избранными властями. В любом случае, именно с 2012 г. Кураев окончательно превратился из проповедника в хайпующего блогера-скандалиста.
А после 2014 г. это превращение проповедника приобрело уже какие-то совсем фантасмагорические формы, когда буквально любые решения Церкви в лице её священноначалия и соборных органов принимались Кураевым в штыки и порицались, а, напротив, буквально любые, даже самые откровенные и разнузданные, выступления против Церкви им поддерживались и оправдывались. Пожалуй самый вопиющий и показательный случай, это поддержка Кураевым радикально антицерковной и в целом антихристианской группы "Псси райот", и оправдания им устроенного группой кощунства в Храме Христа Спасителя. Когда отец протодьякон встретился с участницами группы, известными, помимо прочего, своим, в том числе публичным, блудом и блудными и кощунственными перформансами, а так же ЛГБТ-активизмом, мило пил с ними чай, и призвал простить этих "девочек", ибо, де, они ни в чём не виноватые, и что кощунство в ХХС вовсе не кощунство, а исконно русские "скоморошеские традиции".
Нельзя не вспомнить, что блог Кураева превратился в рупор антицерковной оппозиции, где Церковь поливалась потоками грязи, в особенности педалируя полюбившуюся протодьякону, по причине её особой хайповости, тему пресловутого "голубого лобби", когда Кураев изображал чуть ли не всё священноначалие и монашество скопищем содомитов и педофилов, практически никогда не утруждая себя сколь-нибудь твёрдыми доказательствами своих обвинений.
Ну и наконец, Кураев твёрдо встал на сторону буквально всех зарубежных противников Русской Церкви (да и России в целом, например он выступил против воссоединения с Крымом). О. Андрей оправдывал украинских раскольников. Оправдывал пресловутый раскольльнический томос от Константинопольского фанарского патриарха Варфоломея. В итоге поддержал сам Фанар и его политику в целом по установлению папистского режима в Православии и его борьбу с Русской Церковью, заявив, что это именно Московская Патриархия устраивает раскол, а не Фанар. И многое другое...
Вообще, произошедшее с Андреем Кураевым - это огромная беда и печаль для всей нашей Церкви, которая в его лице потеряла выдающегося проповедника и богослова, который некогда привёл к вере и в Церковь тысячи и десятки тысяч людей (например, и на меня в своё время книги и проповеди отца Андрея очень сильно повлияли, подтолкнув к Православной Церкви и православной христианской вере). А теперь, уже на протяжении многих лет он наоборот многих и многих целенаправленно отталкивает от Церкви и Православия, прикрываясь стандартными словесами всех сеятелей смут и расколов про "правду в глаза".
Очень верно о печальном преображении Кураева сказал в грустно-сатирическом стишке по мотивам известной песни Бутусова Сергей Лукьяненко:
В Сетях рыбачил дьякон Андрей,
а Спаситель ходил по воде,
Доставал Андрей содомитов, бл..ей,
а Спаситель — погибших людей.
И Андрей закричал: "Я покину причал,
если Ты мне откроешь секрет".
И Спаситель ответил:
"Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест,
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со Мной!"
"Но Учитель, мой рейтинг взлетел в облака,
Лайки, френды, цитаты в сети...
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятие Сам посети."
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой.
"Ты и верно дурак!" и Андрей в слезах
побрел к содомитам домой...
"Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со Мной!"
Итак, извержение из сана это неизбежный итог активной антицерковной деятельности Андрея Кураева. И, полагаю, что это ещё не конец его пути, т.к. надежд на исправление немного. Кураев уже заявил в своём блоге, в записи со знаковым названием "На Фанар?", что если Патриарх подтвердит извержение (а почти наверняка так и будет), то бывший протодьякон уйдёт к фанариотам, которых, собственно, уже давно поддерживает в их борьбе против Москвы, в частности осуждая прекращение Московской Патриархией евхаристического с Фанаром общения за учинение последним раскола на Украине, на канонической территории РПЦ. Т.е. фактически Кураев заявил о предполагаемом уходе в раскол. И, думаю, так в конце и произойдёт, так же как это произошло со всеми подобными либерально-оппозиционными, некогда клириками РПЦ, вроде Кротова, Якунина, Ардова и т.п. Так что, полагаю, логическим и печальным концом для Кураева станет его итоговое отлучение от Церкви.
В заключении этой тяжёлой для меня статьи, приведу ещё одну очень верную цитату из Аркадия Малера:
Что касается самого протодиакона, то никакие иные его шаги вниз по крутой наклонной плоскости меня больше не удивят. Только верх.
___
Понравилась публикация? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, комментируйте и делитесь в соцсетях! Спасибо!
© Кванты бытия
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на этот канал обязательна.