Найти в Дзене

Петровские города полны неожиданностей

Часть 3

Часть третья

Лодейное Поле.

Вначале немного официальной информации.

На месте нынешнего города было несколько поселений Олонецкого уезда - Мешковичи, Мокришвицы и другие, жители которых издавна занимались судостроением…

Местные высококачественные сосновые леса привлекли внимание Петра I. Строительство верфи на реке Свирь началось в 1702 году под руководством князя Александра Меншикова. Название – Олонецкая - по названию уезда. Строили верфь быстро - в связи с необходимостью в морских судах для боевых целей Северной войны.

Фото Владимира Желтова
Фото Владимира Желтова
Фото Владимира Желтова
Фото Владимира Желтова

22 августа 1703 года со стапелей верфи сошёл первенец Балтийского флота - 28-ми пушечный фрегат «Штандарт»…

Фото Владимира Желтова
Фото Владимира Желтова
Фото Владимира Желтова
Фото Владимира Желтова

Знакомство с любым населенным пунктом, как мной сказано выше, правильнее начинать с краеведческого музея.

Краеведческий музей города Лодейное Поле носит название «Свирская Победа». Свирская Победа – это победа в Свирско-Петрозаводской наступательной операции в конце июня – начале августа 1944 года, в результате которой Красная армия освободила большую часть Карело-Финской ССР и, тем самым, были созданы предпосылки для выхода Финляндии из войны.

Мемориал «Свирская Победа» открыли… 7 ноября 1944 года! Через три месяца после завершения победоносной операции. И задолго до окончания Великой Отечественной.

Мемориал – это парк и музейный комплекс.

Музей, размещенный в специально выстроенном здании, напоминающем корабль, в полной мере можно считать краеведческим. Экспозиция рассказывает о более чем трехсотлетней истории города и края.

Уголок краеведческого музея. Фото Владимира Желтова
Уголок краеведческого музея. Фото Владимира Желтова
Фрагмент экспозиции краеведческого музея. Фото Владимира Желтова
Фрагмент экспозиции краеведческого музея. Фото Владимира Желтова

К сожалению, наша экскурсионная программа была столь плотная, что нам предоставили возможность познакомиться только с музеем, и то в сокращенном – по времени - варианте.

Экскурсию вела директор Лодейнопольского историко-краеведческого музея Нина Трошева – она руководит музеем с 1988 года. Человек увлеченный, Нина Васильевна не смогла скрыть обиды, когда ей обстоятельно познакомившей нас с экспозицией «Здесь при Петре трудами наших дедов для Балтики рубились корабли…», сказали, что экскурсию пора заканчивать.

- Как?! Мне сказали, до 13.30.

- Нина Васильевна, дорогая, вы неправильно поняли! До 13.30 мы должны завершить знакомство с городом!

Экскурсию ведет Нина Трошева. Фото Владимира Желтова
Экскурсию ведет Нина Трошева. Фото Владимира Желтова
Экскурсию ведет Нина Трошева. Фото Владимира Желтова
Экскурсию ведет Нина Трошева. Фото Владимира Желтова
Экскурсию ведет Нина Трошева, Фото Владимира Желтова
Экскурсию ведет Нина Трошева, Фото Владимира Желтова

«Трудно представить плывущий по волнам истории Присвирья корабль-музей без её (Нины Трошевой. В.Ж.) хорошо поставленного голоса, плавных классических движений и плотно летящих средь анфилады с замершими экспонатами фраз. Слушая её, будто видишь перед собой незримую сцену, на которой оживают со всей своей страстью легендарные личности, начиная от Петра Первого». Так написал на «контактной» страничке «Свирские берега» краевед и писатель Петр Васильев, который, конечно же, совершенно не случайно оказался в нашей экскурсионной группе.

О родном городе рассказывает краевед Петр Васильев. Фото Владимира Желтова
О родном городе рассказывает краевед Петр Васильев. Фото Владимира Желтова
Экскурсию ведет Петр Васильев. Фото Владимира Желтова
Экскурсию ведет Петр Васильев. Фото Владимира Желтова

Далее с Лодейным Полем знакомил нас Петр Александрович. Первым делом, после того, как группа заняла места в автобусе, он «пустил по рядам» крупную щепку с пронзившим ее крупным кованным гвоздем:

- В музеях непозволительно экспонаты трогать руками. Я же вам предоставляю возможность подержать в руках крохотный фрагмент корабля Петровского времени. Он долгое время находился на дне Свири. Я его нашел. Собираюсь подарить нашему Домику Петра.

Мои постоянные читатели не могли не заметить, что я с особым пристрастием отношусь к увлеченным людям, подвижникам. (Более того, берусь утверждать: на подвижниках Россия держится. Не на государственных структурах, не на чиновниках и силовиках – на подвижниках!) Поэтому уж не знаю кого, судьбу или организаторов тура, благодарить за такой подарок – как экскурсия Петра Васильева.

Речь Петра Александровича - скороговорка. Так говорят люди, которые много знают, хотят поделиться своими знаниями в более полной мере, а время не позволяет.

Далее я продолжу свой фрагментарный рассказ о городе Лодейное Поле Петровского и не только Петровского времени, опираясь, прежде всего, на экскурсию Петра Александровича. Но не обойду вниманием публикации в СМИ, в частности, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» краеведа Михаила Курилова «Легенда о Мокришвице. История деревни, которой никогда не существовало» и даже размещенный в интернете реферат студентки Российского педагогического университета имени А.И.Герцена Александры Румянцевой «Роль Петра I в появлении города Лодейное Поле».

Бюст Петра 1 в краеведческом музее. Фото Владимира Желтова
Бюст Петра 1 в краеведческом музее. Фото Владимира Желтова

Река Каномка впадает в Свирь рядом с парком «Свирская Победа», от которого мы только что отъехали. Многоязычный энциклопедический словарь (Петр Васильев не уточнил, как правильно называется словарь) не раскрывает этимологии этого топонима. Каны, коны – это карельские песни. Присвирье издревле называют песенной землей. Карелы свои законы бытия пропевали на кантеле. До середины ХХ века у нас здесь пели былины Киевской Руси. По Свири проходил великий водный путь между Западом и Востоком. Люди умели слушать друг друга, запоминали песни, передавали другим. Представляете, какое хранилище разных культур – наше Присвирье!

Мы до сих пор до конца не понимаем, почему для строительства судов Петр I выбрал место на Свири. В архивных документах Лодейная пристань упоминается примерно с 1696 года. До того, как в Лодейной пристани побывал Петр I, здесь уже строили корабли. Местные мужики рубили корабли, которые участвовали во взятии крепости Азов. Так, что смело можно утверждать: олонецкие корабелы имели прямое отношение к рождению не только Балтийского, но и Черноморского флота России.

Одним из подрядчиков верфи был Александро-Свирский монастырь.

Петр I ездил в монастырь за благословением на строительство верфи, и получил его. По субботам он там молился. Все русские цари посещали Александро-Свирский монастырь. Почти все. Николай II игнорировал его, и все мы знаем, чем закончилось его царствование...

Олонецкая верфь. Макет. Фото Владимира Желтова
Олонецкая верфь. Макет. Фото Владимира Желтова

«Архивные документы сохранили свидетельства глубокого изучения Петром I всех условий, необходимых как для строительства верфи, так и для решения судоходных задач. И окончательное решение о строительстве судоверфи царь принял в сентябре 1702 года во время беспрецедентного похода с четырёхтысячным войском от берегов Белого моря к Неве, когда ему пришлось двигаться и по Свири мимо того места, где сегодня находится город. «Во время путешествия из Архангельска до истока Свири, Пётр был восхищен изобилием и богатством первобытных лесов и близ деревни Мокришвицы, где находится Лодейное Поле. Немедленно, в том же 1702 году заложил корабельную верфь, сделав начальником её находившего в его свите поручика Александра Меншикова». В Мокришвицах издавна местные жители делали рыбацкие лодьи».

Александра Румянцева. «Роль Петра I в появлении города Лодейное Поле».

Так рождаются легенды

Не только в Википедии можно прочесть, что во время появления Петра I здесь были деревни Мешковичи и Мокришвицы. Деревня Мешковицы была. Была и деревня Мирошковичи. А вот Мокрищвиц никогда не было. Появилось это название, вероятно, в середине ХIХ века в публикации Анненского «Поездки по Олонецкому краю». Вероятно, Анненский ослышался или неправильно записал. Как бы то ни было, но после него легенда о деревне Мокришвица стала кочевать из публикации в публикацию, из издания в издание. Появились этимологические версии. Один из краеведов объяснял, что название Мокришвицы образовано двумя словами: «мокрая швица». «Вица» - ивовый прут. Появилась и легенда «петровского времени». Она гласит, что Петр как человек любознательный поинтересовался у местных жителей, что значит – Мокришвицы.

- Мокришвицы по-фински - место храбрых.

- Почему место храбрых?

- Потому что в давние времена прибывали сюда на больших лодках воинственные варяги, и наши предки давали им отпор.

Название «Лодейная пристань» впервые встречается в «Юрнале (журнале) бомбардирской роты» 17 мая 1703 года. Естественно, рядом с верфью была и пристань. Вероятно, человек, делавший запись в «юрнале», вольно или невольно «Лодейная» написал с прописной буквы. Получилось название, топоним.

«Лодейное» пишется через «о», по-старославянски; однокоренное слово - «лодка».)

Забегая вперед, скажем: Екатерина II своим указом от 16 мая 1785 года повелела: «За нужное находим на левом берегу Свири при Олонецкой казенной верфи, именуемой Лодейным Полем, устроить город...».

Петр I решил: корабли будут строиться местными плотниками, но под руководством «заморских» мастеров корабельного дела. Приехали мастера из Голландии и Англии, не знающие русского языка, и взялись обучать олонецких плотников, как держать топор – людей, про которых уже тогда говорили: они рождаются с топором за пазухой! У каждого из олонецких плотников был свой топор; каждый топор «делал под себя», таким, чтобы ему удобнее было рубить.

Петр I, бывая наездами в Лодейном Поле, лично участвовал в строительстве первых судов. Он назначил себе жалование, от имени царя слал себе как Петру Алексеевичу Михайлову распоряжения, сначала - как главному корабельному мастеру верфи, затем как капитану-командору и т.д.

Александра Румянцева. «Роль Петра I в появлении города Лодейное Поле».

Так рождаются легенды

В строительстве судов участвовали и вепсы. Русские вепсов называли чухарями и кайванами. И на тот и на другой этноним вепсы обижались. В появлении второго, если верить легенде, виноват Петр I.

Вепс рыл яму под фундамент. Проходивший мимо царь спросил: «Что ты делаешь?» «Кайван», - ответил вепс. Царь не понял, переспросил, и вновь услышал: «Кайван». После третьего «кайвана» Петр I вспылил: «Черт знает, что ты за кайван такой!» А между тем, «кайван» по-вепски значит: копаю.

Петру I очень понравилось одно из вепсских традиционных правил. У вепса в доме обязательно должна была быть большая ложка. Ложка хозяина. И если, принимаясь за трапезу, кто-то опережал его, пусть если это был дорогой гость, получал этой большой ложкой по лбу. (Украинцы бы сказали: «Не лезь поперед батька…»)

В марте 1703 года по приказу губернатора Приневского края Александра Меншикова на Свири были заложены первые суда: фрегат «Штандарт», галиоты «Бельком», «Бир-Драгер», другие.

Первенец крупного Балтийского военного кораблестроения 28-ми пушечный фрегат «Штандарт» сошел со стапелей 22 августа 1703 года. (Знаменательная дата в истории российского флота!) Пётр I присутствовал на торжественном спуске «Штандарта» на воду.

Фото Владимира Желтова
Фото Владимира Желтова

Александра Румянцева. «Роль Петра I в появлении города Лодейное Поле».

Петр Васильев:

- Открою секрет. «Штандарт» не был первым судном, спущенным на воду на Олонецкой верви. Об этом стараются не говорить, вероятно, чтобы не обидеть Петра I. Как было на самом деле? Петр приказал Меншикову: «Без меня ни в коем случае корабль на воду не спускать!» Царь не мог отказать себе в привилегии и удовольствии присутствовать при спуске на воду первенца Балтийского флота!

В конце мая – начале июня все было готово для того, чтобы со стапелей сошел галиот «Курье». Но у Петра не получалось выкроить время для приезда на Олонецкую верфь - мешали другие важные государственные дела. Александр же Данилович Маншиков не преминул воспользоваться возможностью опередить «батьку» и 22 июня спустил галиот «Курье» на воду! Петр страшно был недоволен самоуправством светлейшего князя. Написал ему гневное письмо. Светлейший ответил: «Зело извиняюсь, но спуск на воду «Курье» не считается. Это был пробный спуск…»

В сентябре 1703 года на «Штандарте» в сопровождении шести судов Петр I с гордостью покинул Олонецкую верфь.

Фото Владимира Желтова
Фото Владимира Желтова

«Штандарт» служил России 26 лет - в 1729 году он был разобран. Вопреки указу Петра I от 1719 года, в соответствии с которым «первенец российского флота» был помещён в Кронверкскую протоку Петербурга, где должен был по замыслу царя «охраняться вечно как первенец флота и памятник отечественного кораблестроительного искусства». Ослушавшиеся царского указу не боялись, что их закуют в кандалы и сошлют в какой-нибудь Березов или, в лучшем случае, побьют батогами – император Петр I почил в бозе четыре года назад, в 1725-м.

Выйдя из автобуса у сквера Корабелов (здесь собственно и находилась верфь), Петр Васильев заметил: «Хорошую погоду специально для вас заказали – вепсы это умеют делать», и продолжил рассказ.

Вся эта территория в Петровское время - сплошь стапеля! Рядышком возвели походный храм во имя Апостола Петра, походный дом царя, называемый дворцом. Каким он был, никто не знает. Когда решили его воссоздать, за образец взяли дом (бревенчатую избу!) в подмосковном Коломенском, перевезенный туда из Архангельска. Мы его называем выставочный павильон.

В петровском домике Петр Васильев предложил посмотреть в окна: «У нас есть поговорка: «На Свири жить – из окошка нагуляешься».

Новодел возведен неподалеку от того места, где стоял «дворец» Петра I. Там же с начала 1830-х годов возвышается довольно-таки скромный обелиск с барельефным портретом Петра I, более двух столетий являющийся «визитной карточкой» города. Установлен обелиск на деньги купца Мирона Сафронова, предки которого, если верить легенде, склонили царя к организации при верфи «питейного бизнеса». Деньги от продажи хмельных напитков шли на оплату труда судостроителей. По пятницам рабочий люд получал недельное жалование, а к понедельнику почти все деньги оставлял в казенном кабаке...

Идею установить на берегу Свири памятник Петру высказал умирающий подросток,16-летний сын купца Сафронова. Отец воспринял слова сына как завещание. История оказалась несправедлива по отношению к заслуживающему светлой памяти молодому человеку – она не сохранила его имени…

В годы Великой Отечественной на противоположном берегу Свири стояли финские войска, они обстреливали Лодейное Поле. Но ни один снаряд, ни один осколок или даже пуля не попали и не повредили обелиск! В памятник Ленину, кстати, тоже. Эти объекты служили финнам при корректировке артиллерийского огня. Поскольку на правом берегу Свири подобных объектов не существовало, красноармейцы находили высотные доминанты попроще, мачты, например. Что делали финны? Ночью мачты перемещали на другое место…

Более ста кораблей построили на Олонецкой верфи только за годы Северной войны.

Корабли, спущенные здесь на воду, прославились не только в баталиях, но и в морских экспедициях. Шлюп «Диана» - первый корабль российскойпостройки, пересёкший экватор и совершивший кругосветное плавание (под командованием Василия Головнина; плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского имело быть раньше, но на кораблях английской постройки).

В 1818 году в Лодейном Поле по проекту русского кораблестроителя Ивана Курепанова начали строить ледоход «Ладога», но было принято решение: перестроить его в парусный военный шлюп – для участия в Первой русской антарктической экспедиции. «Ладогу» переименовали в «Мирный». 28 января 1820 шлюпы «Мирный» и «Восток» (под командованием Михаила Лазарева и Фаддея Беллинзгаузена) подошли Антарктиде, и тем самым был зафиксирован факт существования на земном шаре шестого материка.

В 2019 году в сквере Корабелов - замечательном, зеленом, благоустроенном уголке Лодейного Поля – открыли еще и памятник в честь 200-летия открытия Антарктиды.

Фотография на память о Лодейном Поле. Фото Владимира Желтова
Фотография на память о Лодейном Поле. Фото Владимира Желтова

Автор текста - Владимир Желтов.

Фото автора