Двадцать лучших фильмов «Марвел». Только на первый взгляд простая задача. Может показаться странным, но экранизации комиксов издательства «Марвел» не всегда были в одной масштабной вселенной, где все фильмы объединены в один мета-сюжет. Да и права на персонажей в девяностых были распроданы разным киностудиям ради, как ни смешно, денег. «Марвел» были банкротами и другого способа свести концы с концами просто не было. Так Люди-Икс, Сорвиголова и Фантастическая четверка оказались у «Фокс», Человек-паук и вся паучья вселенная у Сони, Халк умотал к «Юниверсал», Блэйд рубил вампиров у «Нью-Лайн Синема», Призрачный гонщик радовал лицом Ника Кейджа на службе у «Коламбиа Пикчерз».
Как ни крути, это все равно персонажи «Марвел» и каждая студия привлекала интересных людей для интерпретации суперов для больших экранов. Вот и посмотрим, кто из них не стал перезапуском Фантастической четверки от Джоша Транка.
Мстители
Страна: США
Режиссер: Джосс Уидон
В ролях: Роберт Дауни-младший, Крис Эванс, Марк Руффало, Крис Хемсворт, Скарлетт Йоханссон и др.
Жанр: фантастика, боевик, фэнтези, приключения
Производство: Marvel Studios, Paramount Pictures
Дата премьеры: 11 апреля 2012 года
Кинопоиск: 7,9
IMDb: 8,0
Кто-то скажет, что топ из топов у «Марвел» – это «Железный человек». Там много Дауни-младшего, классные шутки, крутой сюжет, злодей внушает и спецэффекты не мультяшные. Вот это прорыв. И вот что мы скажем:
Настоящим событием, изменившим баланс сил на рынке экранизаций комиксов и показавшим кто батька, стал не шедевр Джона Фавро, сценарий которого писался по ходу съемок, а первый большой кроссовер. «Мстители» взорвали бокс-офис и доказали, что идея собрать в одной команде настолько разных героев на большом экране – не утопия. Не зря же только во второй фазе киновселенной «Марвел» Кевин Файги и команда стали больше экспериментировать и идти на риски. Заметим, что студия настолько сомневалась в успехе «Мстителей», что им пришлось в срочном порядке снимать сиквел «Железного человека». Успех сольника о Тони Старке не шел ни в какое сравнение с фильмами о приключениях остальных членов супергеройской команды.
Фильм не расшаркивается и окунает в стремительные события. Тессеракт, за которым охотились и Гидра и США во главе с Капитаном Америкой и отцом Тони Старка Говардом, начинает излучать какую-то сложно-научно-магическую энергию космоса. Оказывается, он способен открывать порталы. И решил организовать один такой для Локи, брата Тора на базе агенства Щ.И.Т., где за всем следит Клинт Соколиный Глаз Бартон. Директор Ник Фьюри приказывает начать эвакуацию агенту Колсону, который допрашивал Бога Грома (Лорда Грома?) в сольном фильме про Тора, а доктор Селвиг из того же «Тора» не понимает что с макгаффином фильма происходит. И это первые минут семь. То есть не так уж и важно было смотреть предыдущие пять фильмов, чтобы понять происходящее во «Мстителях» и это невероятно круто. Как и в комиксах, тебе буквально за страничку быстро обрисуют экспозицию.
Огромный шумный яркий блокбастер. Чудовищно притягательная реклама фильма: всё летает, взрывается, над Нью-Йорком штуки, похожие трансформеров. Мгновенный эффект узнавания. На такой фильм должен пойти каждый и принести свои деньги. А для этого зашедший на сеанс человек не должен сидеть и задаваться вопросами, кто есть кто и почему. В свою очередь гики будут в восторге, они-то всё посмотрели и прочитали еще стопицот выпусков комиксов. Они-то понимают все отсылочки, все намеки. Нердгазм. И именно поэтому «Мстители» важнее «Железного человека».
Трейлер:
Мстители: Война бесконечности
Страна: США
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
В ролях: Роберт Дауни-младший, Крис Хемсворт, Марк Руффало, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон и др.
Жанр: фантастика, боевик, фэнтези, приключения
Производство: Marvel Studios, Paramount Pictures
Дата премьеры: 23 апреля 2018 года
Кинопоиск: 7,9
IMDb: 8,4
А где же «Эра Альтрона»? Не смотря на явный повтор всех ходов из первого фильма, Джоссу Уидону не удалось повторить тот самый подвиг, который он совершил, буквально по кусочкам собрав первых «Мстителей». Контекст изменился и его подход больше был не актуален. Самое смешное, он сам это понимал. Будучи богом нердов (Смотри «Светлячок», «Баффи», как минимум, за что гики и уважают Джосса – ну или уважали, до «Лиги Справедливости»), Уидон хотел дать своим героям развитие. Показать людей, а не супергероев. Что значит быть мстителем для каждого и почему вообще именно эти люди оказались вместе на одной стороне.
Но эксперименты второй фазы дали боссам студии понять, что надо бы двигаться проторенными дорогами. Режиссеру скрутили руки и заставили сделать тех же самых «Мстителей» еще раз. Адский контраст между авторским видением и копипастой первого фильма особенно чувствуется в некоторых сценах.
Франшизе нужен был свежий взгляд и подход, тем более, что триквел подразумевал участие всех героев и одного нового злодея теперь по-настоящему вселенского масштаба. Братья Руссо уже два раза до «Войны бесконечности» взорвали танцпол, найдя идеальный подход к скучнейшему Капитану Америке. Так потом еще и сняли «Мстители-2» здорового человека, более известный как «Первый Мститель: Противостояние» (спасибо за роскошную адаптацию оригинального названия).
Эти ловкие итальянские пацаны придумали идеальное решение для самого масштабного действа за всю историю комикс-муви. Они сделали главным героем злодея, о котором зритель знал мало, а вот про героев уже много, если не всё. Да, порог входа теперь адски высок. Чтобы понять хоть примерно, что в фильме происходит, надо было посмотреть десяточек фильмов «Марвел», минимум. Звучит, как трагедия, но правила изменились. «Марвел» и «Дисней» , само собой, не просто умудрились продать массовому зрителю картины про каких-то непонятных людей в странных костюмах, они продали комикс-подход. Если на чистоту, то эти люди протащили сериальную структуру в большое кино. «Марвел» – это киносериал. Прям как в сороковые годы.
Если не видел сериалы про Бэтмена 1943 и 1949 годов, то в конце каждой серии был анонс следующей с припиской: «Смотрите на следующей неделе, в этом кинотеатре!». Напоминает типичные приписки в «Марвел» после титров.
Трейлер:
Первый мститель: Противостояние
Страна: США
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
В ролях: Крис Эванс, Роберт Дауни-младший, Скарлетт Йоханссон, Чедвик Боузман и др.
Жанр: фантастика, боевик, фэнтези, приключения
Производство: Marvel Studios, Paramount Pictures
Дата премьеры: 5 мая 2016 года
Кинопоиск: 7,4
IMDb: 7,8
Кажется, Кевин Файги не придумали как развить образ Кэпа. Как удивить зрителя историей о скучном идеалисте, если снова не менять сеттинг, как было в случае со второй частью приключений Стива Роджерса? Напихаем в картину почти всех мстителей и заставим подраться.
Фишка-то не в этом. Весь этот фильм – чистейший коммерческий продукт и хитрый ход Диснея, испугавшихся мощной заявки от «Ворнер» в лице «Бэтмена против Супермена». Логично, что триквел о капитане должен был продолжать историю взаимоотношений Стива и Баки «Зимнего солдата» Барнса. И не будем врать, эта линия в фильме есть тоже. Помимо ста тысяч других.
К третьему фильму и четвертому году пребывания в современности Стив понимает, что мир слабо изменился. Войны не заканчиваются, а правительства готовы ограничивать любые свободы, когда это будет нужно. В этот раз организации «Мстители» и кэпу лично вменяют обвинения за сопутствующий ущерб. Да, Тони выплачивает компенсации жителям разрушенных домов, прибирается в Нью-Йорке и все такое, но людские жертвы деньгами не заткнешь. «Если богат, то греши напропалую. Так, Старк?» – говорит мать погибшего в замесе Мстителей и Альтрона в Заковии парня. И это самая крутая и глубокая линия фильма, которую неожиданно точно отражает русский перевод. Это противостояние Капитана Америки и Железного человека.
У каждого из них своя правда и свои травмы. Проблема лишь в том, что решают они их ресурсами, которыми могли бы пользоваться целые государства. Прилететь в Германию и разнести аэропорт – всё еще не проблема для обоих героев. И это в фильме, где супергероев обвиняют в нарушении законов и границ суверенных государств.
Гениальность братьев Руссо в том, что они крайне ловко, почти бесшовно смогли скрестить того самого бульдога с носорогом, за что их, судя по всему, и назначили на режиссерский пост третьих и четвертых «Мстителей». Такая мощная и серьезная тема как ответственность героев спокойно соседствует с романтическими отношениями Вижена и Алой Ведьмы. Пришитый белыми нитками Человек-Паук может ворваться в конфликт больших супергероев и отмачивать подростковые шутейки.
Да, если придирчиво анализировать, цельность картины ускользает чем дальше, тем больше. Но пока наблюдаешь за этим очаровательным балаганом, не хочется выбросить ни одной его части. Это дико увлекательно. И вот это как раз и удивляет.
Трейлер:
Мстители: Финал
Страна: США
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
В ролях: Роберт Дауни-младший, Крис Хемсворт, Марк Руффало, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон и др.
Жанр: фантастика, боевик, фэнтези, приключения
Производство: Marvel Studios, Paramount Pictures
Дата премьеры: 23 марта 2007 в мире, 12 апреля 2007 в РФ
Кинопоиск: 7,6
IMDb: 8,4
Самый кассовый, самый раздутый, самый нелогичный, самый несбалансированный и самый фанатский кроссовер в истории. Ну пока что. Руссо продолжают жечь и радовать гиков таким ворохом отсылок, что никакому Снайдеру не снилось. Работы Зака на фоне творения «Марвел» выглядят тончайшими аллюзиями для эстетов.
Фильм подхватывает события Войны Бесконечности и на самом деле ставит точку. Это отвратительно смело. Взять и подцепить нашу заинтересованность и кошелечки банальнейшим клиффхэнгером, а в следующей серии просто разорвать все наши ожидания в первые двадцать минут. Руссо позволяют героям прочувствовать вину. На таком фоне проблемы из Противостояния кажутся детским садом, как и обещал Брюс Беннер.
Но это же «Марвел»! Ни в коем случае нельзя держать серьезное лицо дольше сорока минут, это слишком жестоко. Фильм призван завершить Сагу Бесконечности. Надо сказать спасибо фанатам, что они верили и были с серией все эти годы. А это значит… Отсылки! Серьезно, авторы наглеют настолько, что весь второй акт фильма состоит из путешествий героев по своим предыдущим фильмам. Это так раздражает, что аж оторваться невозможно. Капитан дерется со своей молодой версией, Тони Старк смотрит на себя и восторгается, Тор и Ракета пробегают мимо Локи и еще черт знает сколько всего.
Третий же акт отдан под драку. Такого мы никогда не видели. В кадре все (иногда во множественном числе, кстати). Никакой «Первому игроку приготовиться» не сравнится с этим зрелищем. Все пасхалки и герои известных гиковских произведений в кадре у Спилберга не больше чем картинки, которые можно разглядеть среди толпы и отметить лишь то, что они тут есть. Во «Мстители: Финал» хочется орать в экран, когда все герои, за жизнью которых ты наблюдал много лет, плечом к плечу несутся на армию главгада. Это, безусловно, читерство бессовестное, но и неописуемый восторг.
Трейлер:
Люди Икс 2
Страна: Канада, США
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Патрик Стюарт, Хью Джекман, Иэн Маккеллен, Холли Берри, Фамке Янссен др.
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Производство: Twentieth Century Fox, Marvel Enterprises, Donners' Company
Дата премьеры: 24 апреля 2003 года
Кинопоиск: 7,6
IMDb: 7,4
Как известно, сценарии основной линейки франшизы «Люди Икс» писались ламантинами из набора слов: Эрик, Чарльз, мутанты, мы, будущее, долг, несправедливость. И виноват в этом самый ретроградный, скучный человек в Голливуде Брайан Сингер.
Да, благодаря ему и его подходу, комикс-муви стали чуть более серьезными и показали, что супергерои – это не просто дядьки в трико и резине. Мутанты – метафора расизма, нетерпимости и бог еще знает чего. Жаль, что Сингер забыл про хороший экшен в фильме 2001 года, но во второй части исправил этот недостаток.
До сих пор «Люди Икс 2» считается одним из лучших фильмов про мутантов «Марвел». Сингеру удалось не растекаться мыслью по древу, а сконцентрироваться на том, что мутанты и люди боятся друг друга и этот страх может привести к катастрофе. В первом фильме коалиция профессора Ксавье боролась с братством Магнето, а вопрос отношений с людьми попросту тонул в личных и довольно вялых противоречиях предводителей мутантских сообществ. Более того, брутальность Россомахи в исполнении Хью Джекмана просто отключала зрителя от серьезных вопросов.
Как ни странно, поставив Россомаху в центр сюжета и связав его непосредственно со злодеем, режиссеру удается высказываться более глобально. Парадокс, но Сингер весь в этом. Его масштаб проявляется в личных историях. Никто так больше не делает.
Трейлер:
Человек-паук 2
Страна: США
Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Тоби Магуайр, Кирстен Данст, Джеймс Франко, Альфред Молина и др.
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Производство: Columbia Pictures, Marvel Enterprises, Laura Ziskin Productions
Дата премьеры: 25 июня 2004 года
Кинопоиск: 7,3
IMDb: 7,3
Мой лучший друг Человек-паук! В отличие от мастодонтов DC Бэтмена и Супермена, которые на экране появлялись уже не один раз и в различных вариантах, марвеловский главный герой шел на большие экраны долго и со скрипом. Еще в конце восьмидесятых планировалась экранизация приключений Питера Паркера от «Метро Голдвин Майер». Сам Джеймс Кэмерон был прикреплен к проекту, ему же и принадлежала идея органической паутины. Увы, не срослось. Недостаточное финансирование и слабый спрос на героя-подростка похоронили идею.
К концу девяностых лицензию на Паука купили Сони Пикчерз. Сэм Рэйми присоединился к проекту несколько позже и доработал уже новый сценарий, усилив акцент на связи между проявлением суперспособностей и пубертатным периодом Питера. Как нельзя кстати пришлась идея Кэмерона о выделяющейся у укушенного пауком школьника белой субстанции.
Можно сказать, что в первом фильме Рэйми только прощупывал почву и перестарался. Слишком яркий, аляповатый, смешной. О качестве графики и говорить не стоит, это стыд и тогда и сейчас. Тем не менее, фильм стал невероятным хитом и альтернативой серьезным «Людям Икс» и мрачному кровавому «Блэйду».
Сиквел превзошел оригинал на несколько голов. Питеру придется принять решение, хочет ли он быть героем и вообще герой он или просто мститель (ха!) в маске, отыгрывающийся за свои комплексы и проблемы на негодяях, пусть и заслуживающих наказания. При этом никаким мрачняком в фильме и не пахнет. Это всё еще красочный головокружительный аттракцион, на многие годы вперед определивший стандарты комикс-блокбастеров. Успех был так велик, что ««Ворнер Бразерс», наконец, решили отряхнуть неоновую пыль со своего главного комикс-героя, оставленную Джоэлем Шумахером. Да-да, «Бэтмен: Начало» от Кристофера Нолана получил зеленый свет именно после успеха «Человека-паука 2».
Трейлер:
Блэйд 2
Страна: Германия, США
Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Уэсли Снайпс, Крис Кристофферсон, Рон Перлман, Норман Ридус и др.
Жанр: ужасы, боевик, триллер, фэнтези
Производство: New Line Cinema, Amen Ra Films, Marvel Enterprises
Дата премьеры: 21 марта 2002 года
Кинопоиск: 6,8
IMDb: 6,7
Первый первый фильм о Блэйде от странного парня Стивена Норрингтона предвосхитил тренд на более мрачный и реалистичный подход к супергероике. Чувак снял дешевый боевичок с элементами ужаса «Машина смерти», который примечателен лишь трэшовым дизайном той самой машины и актером из «Машиниста» С Кристианом Бейлом. А потом отметился в экранизации культового комикса Алана Мура «Лига выдающихся джентельменов», которая славится крайней несмотрибельностью и тем, что это последняя работа в карьере Шона Коннери, ради которого он отказался от кучи роскошных проектов. «Властелин Колец», например. И всё, потом Стивен пропал, от него ни слуху ни духу. Довольно эпично и тянет на экранизацию само по себе.
Да, Блэйд не то чтобы взорвал бокс-офис, но был весьма успешен и был инновационным в своем жанре. Увы, помнят его гораздо меньше, чем сиквел от оскароносного (тогда еще нет) Гильермо дель Торо.
В своем стиле мексиканский фантазер Дель Торо наполнил фильм ордами гротескных монстров. И конечно, никаких больше людей, к чертям эту скуку. Монстры против монстров! Теперь вампиры больше не на вершине пищевой цепочки, внезапно охотники стали добычей. Фильм исполнит этот кульбит не один раз и вообще сместит фокус с Блэйда и его трагедии на веселый отстрел монстров, шутки про то, что Блэйд недовампир и как это орно для настоящих вампиров. Основной темой, как ни странно, оказываются дела семейные. Вампиров. Да, почти «Другой мир», только гораздо веселее и красочнее, без покерфейсов персонажей в духе «Матрицы». Опять же Рон Перлман. Без комментариев, автоматом плюс пять баллов фильму.
Трейлер:
Первый мститель: Другая война
Страна: США
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
В ролях: Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Энтони Маки, Сэмюэл Л. Джексон и др.
Жанр: драма, мелодрама, биография
Производство: Marvel Entertainment, Marvel Studios, Walt Disney Pictures
Дата премьеры: 13 марта 2014 года
Кинопоиск: 7,3
IMDb: 7,7
Первый фильм братьев Руссо в «Марвел». Это вторая фаза киновселенной и, как мы говорили выше, она была полна экспериментов, не встретивших любви публики. За редкими исключениями. И «Капитан Америка: Зимний солдат»… тьфу, «Первый мститель: Другая война» – один из таких случаев. Однозначно, самая удачная интерпретация кэпа для массового зрителя, не перечитавшего подшивку комиксов с сороковых годов.
Приземленный шпионский триллер про солдата. Не так уж важно, что он суперсолдат, важно какой он человек и какой делает выбор. Ведь так и завещал автор сыворотки суперсолдата доктор Эрскин. В этом фильме мы видим, ни много ни мало, характер Стива, а не просто выражение его идеалистических порывов.
Именно в этом фильме был заложен фундамент для «Противостояния», кэп не идет на компромисс, как Роршах из «Хранителей». Стив Роджерс становится лидером, капитаном, он берет ответственность за судьбу мира на себя. И это тот парень в дурацком костюме, который бесил всех в «Мстителях» и на лидерство был назначен Тони Старком в качестве одолжения.
Не обошлось без тех же проблем, что и в «Противостоянии». Линия Зимнего солдата выглядит немного лишней, на его месте мог быть любой немезис капитана из комиксов, просто отсутствовали бы трогательные (не очень) диалоги старых друзей. Кажется, что эту линию навязала студия ради фансервиса, потому что все любят Зимнего солдата. У него крутой дизайн, он жертва, фигура трагическая и притягательная. Никогда не знаешь, он сейчас в своем уме или под гипнозом и представляет из себя машину для убийства. Напоминает еще большего парня-ходячий фансервис – Локи. Такая же двойственность и притягательность, да даже волосы длинные. И всё равно Руссо удалось сделать так, что во время просмотра не замечаешь манипулятивные ниточки, тянущиеся от этой линии, и «Другая война» захватывает полностью.
Трейлер:
Люди Икс: Дни минувшего будущего
Страна: США, Великобритания, Канада
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Хью Джекман, Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс и др.
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Производство: Twentieth Century Fox, Marvel Entertainment, TSG Entertainment
Дата премьеры: 10 мая 2014 года
Кинопоиск: 7,7
IMDb: 7,9
Последний фильм из серии более удачных вторых частей в нашем обзоре. «Люди Икс: Последняя битва» получили разгромную критику, а фанаты возненавидели окончание некогда революционной франшизы. Тогда студия «Фокс» решает сделать серию фильмов о каждом члене команды. Разумно было начать с Россомахи, самого популярного персонажа. Сразу все пошло не так. Получилось не просто дурацкое кино, создатели наворотили горы несоответствий по таймлайнам и мимоходом оскорбили всех фанатов Дедпула, которого, к слову, уже играл Райан Рейнольдс. В те годы актер был бичом всех плохих комикс-муви (тут тебе и пугающее недоразумение от Дэвида С. Гойера «Блэйд: троица», мемный и до смешного тупой «Зеленый Фонарь»).
Решение о перезапуске франшизы пришло само собой. Классный парень Мэттью Вон был назначен режиссером новых «Людей Икс», а также продюсером всей серии. Вон известен по таким экранизациям комиксов, как «Пипец», франшиза «Кингсмен» (первый случай, когда Мэтью снял не только первый фильм из серии). И «Люди Икс: Первый класс» не стали исключением, Вон отказался от съемок сиквела своего фильма, предпочтя оригинальный и новый проект. Боссы студии решили, что не надо больше экспериментов и позвали отца, Брайана Сингера. Как заправский писатель комиксного рана, Брайан пришел и смел к чертям всё, что было сделано в «Последней битве» и «Первом классе», взяв только то, что ему понравилось.
«Дни минувшего будущего» – уникальный, смелый и масштабный фильм. Даже всерьез бытовало мнение, что эта версия «Марвел» гораздо круче и будет жить дольше, чем поделки от «Дисней» . Смешно сейчас такое прочесть в старых рецензиях, но не признать, что новые «Люди Икс» поражали воображение и трогали гораздо сильнее, чем «Мстители: Эра Альтрона», например. Сингер использовал путешествие во времени до того как это стало мейнстримом, чтобы переиграть не просто события, а отменить целые фильмы и сюжетные линии, которые ему были не нужны. Мета-модернизм во плоти.
Ну и невозможно не пустить слезу, когда видишь молодого Ксавье в исполнении Джеймса Макэвоя в полном раздрае, не верящего ни во что на свете. Всеми оставленный профессор должен найти себя снова и для этого ему предстоит поговорить с будущим собой в исполнении уважаемого корифея серии Патрика Стюарта. Фильм о поколениях, о том, что годы меняют взгляды и порой старые распри выглядят смехотворно на фоне настоящей беды. Снова звучит похоже на концепт третьих и четвертых мстителей. Ну и местный Ртуть на лопатки кладет Диснеевского, самая зрелищная сцена фильма отдана именно ему.
Трейлер:
Логан
Страна: США
Режиссер: Джеймс Мэнголд
В ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафни Кин, Стивен Мерчант и др.
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
Производство: Twentieth Century Fox, Marvel Entertainment, TSG Entertainment
Дата премьеры: 17 февраля 2017 года
Кинопоиск: 7,5
IMDb: 8,1
Когда вышел один из самых кассовых супергеройских фильмов с рейтингом R «Дедпул», остальные студии-комиксодержатели захотели себе те же игрушки. «Дисней», правда, никак не решится и мнется, как человек, сорвавший джекпот. Теперь никак не может свернуть с денежной колеи, ради смелых инициатив. А вот DC и «Ворнер Бразерс», наоборот, экспериментируют на всю катушку и пока что это дико интересно.
Ну и сами «Фокс» не стали тянуть резину и разрешили режиссеру самого комиксного фильма в серии «Россомаха: Бессмертный» дать кровушки самому нуждающемуся в этом персонажу. Надо сказать, что на блю-рей выходила взрослая версия второй части Россомахи и выглядело это реально драйвово и сурово. Джеймс Мэнголд знает свое дело, поистине мастер на все руки. Только посмотри на жанровый диапазон его фильмов, уму непостижимо. Вестерны, байопики, романтические комедии, комикс-боевики.
«Логан» – это кино с большой буквы. Здесь нет героев и злодеев, разве что номинально. Люди Икс мертвы, мутанты практически уничтожены как вид. Создания с геном Икс больше не рождаются естественным образом, как раньше. Их теперь выводят и выращивают на благо человечества ну и для бесконечных войн, захватов территорий и прочих богоугодных дел. Оставшиеся мутанты в лице Россомахи, полубезумного профессора Икс и Калибана стараются не высовываться и жить тихо. Последнее их желание скрыться от людей раз и навсегда. Никакой геройской деятельности, никакой веры в будущее и собственные силы. Вся их слава и добрые дела остались на страницах комиксов. Теперь античные боги вынуждены скрываться.
Тяжеловесная история о старении, смерти идеалов всё-таки оставляет некую надежду на будущее и «тех, кто идет за нами».
Трейлер:
Тор: Рагнарек
Страна: США, Австралия
Режиссер: Тайка Вайтити
В ролях: Крис Хемсворт, Том Хиддлстон, Кейт Бланшетт, Марк Руффало и др.
Жанр: фантастика, комедия, боевик, фэнтези
Производство: Walt Disney Pictures, Marvel Studios, Government of Australia
Дата премьеры: 10 октября 2017 года
Кинопоиск: 7,6
IMDb: 7,9
Нечасто сиквелы получаются удачными. Вторая часть фильма – та же первая, только больше и громче. Маколей Калкин и режиссер «Один дома» Крис Коламбус даже шутили в одном интервью, что они могли просто еще раз показать первый фильм под видом сиквела. Да, запросто можно перечислить продолжения, превзошедшие оригинал: «Терминатор 2: Судный день», «Чужие», «Крестный отец 2». Но третьи части почти всегда гарантированно разочаровывают фанатов: «Человек-паук 3: Враг в отражении», «Железный человек 3», «Терминатор 3: Восстание машин», «Крестный отец 3», «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Да, сборы могут говорить об обратном, но так плохая критика мотивирует студии на смену курса серии. Это печально, ведь трилогия – идеальный способ рассказать классическую историю и подробно показать ту самую дугу характера героя.
А вот фильмы про Тора и первые два были провальными. Фанаты стараются их не вспоминать. Но Тор уже был в составе Мстителей и выводить его оттуда за кадром было бы нелепо. «Дисней» сделали ход конем, пусть не в первый раз. Джеймс Ганн когда-то уже получил карт-бланш на «Стражей Галактики» и снял хит. Надо было найти второго Ганна, чтобы он перепридумал Тора. Выбор Тайки Вайтити был смелым со стороны студии. Один из самых самобытных авторов жег, как дуговая сварка в «Реальных упырях», «Охоте на диких людей» и что его побудило вписаться в большой продюсерский голливудский проект было загадкой.
Тайка позволил Тору, наконец, расслабить булки и отпустить свою избранность. В кои-то веки герой Криса Хемсворта, отличного комедийного актера, кстати (роль секратарши в «Охотниках за привидениями» это ж ор), может позволить себе просто гонять между планетами, ввязываться в авантюры и весело проводить время. Получается, нужно было всего лишь снизить уровень пафоса и слить серьезные шекспировские щи.
Трейлер:
Стражи Галактики
Страна: США
Режиссер: Джеймс Ганн
В ролях: Крис Пратт, Зои Салдана, Дэйв Батиста, Брэдли Купер, Вин Дизель и др.
Жанр: фантастика, боевик, комедия, приключения
Производство: Marvel Studios, Walt Disney Pictures, Moving Pictures Company
Дата премьеры: 21 июля 2014 года
Кинопоиск: 7,8
IMDb: 8,0
Кого из невероятного количества костюмированных людей из комиксов, кроме Человека-паука, Бэтмена и Супермена знали люди до экранизаций? Сложно сказать, но явно не многих, судя по страшнейшим провалам фильмов девяностых и начала нулевых. «Сталь», «Сорвиголова», «Спаун», «Тень», «Электра», «Каратель» (три раза), «Фантастическая четверка» (два с половиной раза), «Халк», «Призрачный гонщик» в лучшем случае были не так плохи, как казалось на первый взгляд.
Чтобы продавать остальных малоизвестных героев, нужно придумать концепцию и характер, пригодные для восприятия массовой аудиторией. Не сразу Кевин Файги и команда нащупали рецепт, чтобы поставить суперов на поток. Вселенную-то делать надо так, чтобы каждым фильмом, ты рекламируешь все остальные. Можно проследить несколько надежных методов, которыми пользуется «Марвел».
Уже упомянутый карт-бланш для яркого режиссера. Снова вторая фаза и э-э-э-э-э-эксперименты! Одна из самых странных и неизвестных комикс-команд. Шайка космических отбросов: какой-то антропоморфный енот Ракета; живое дерево Грут; вор, прелюбодей, землянин Питер Квилл; убийца и совсем не умное существо Дракс; женщина-киборг, дочь того самого Таноса, Гамора.
По сути Ганн сделал авантюрную комедию в духе «Индианы Джонса», «Валериана и города тысячи планет». Это не такое импровизационное кино, как «Рагнарек», местные герои не срываются в бесконечные игры голосом, высмеивание своего образа и всё такое. Нет, это не нужно, они и есть пародии на нормальных протагонистов. Кучка неудачников вынуждена сплотиться, чтобы защитить галактику от маньяка. Зачем? Да просто они любят жить. Поразительный результат, что после истории о бандитах и негодяях хочется жить и вообще как-то оптимистичнее смотреть на мир.
Трейлер:
Черная Пантера
Страна: США
Режиссер: Райан Куглер
В ролях: Чедвик Боузман, Майкл Б. Джордан, Лупита Нионго и др.
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик
Производство: Marvel Studios, Walt Disney Pictures
Дата премьеры: 29 января 2018 года
Кинопоиск: 6,5
IMDb: 7,3
Т’Чалу, короля Ваканды и по совместительству защитника народа (не совсем понятно от чего) мстителя в маске Черную Пантеру продавали чисто сериальным методом. Сначала в многострадальную «Эру Альтрона» буквально врезали огромную сцену про контрабандиста Улиса Кло (Энди Серкис). Якобы Альтрону понадобился вибраниум. На деле же боссам студии понадобилось затизерить Черную Пантеру и намекнуть на Ваканду, где и добывают инопланетный материал, из которого сделан щит капитана.
Затем в фильм про кэпа и взаимоотношения с его столетним маленьким другом помимо мстителей вставили еще и самого короля Ваканды. Ну и если опустить, что это расслаивает фильм еще больше, чем навязанная потасовка Мстителей стенка на стенку, то Т’Чала удался, как герой, и понравился всем. Степенный, строгий, хладнокровный, настоящий король со своими принципами. Ушедший от нас в этом жестоком году Чедвик Боузман был глотком свежего воздуха в компании уже знакомых лиц. Так ожидания от «Черной Пантеры» взлетели до небес.
Добили «Марвел» публику тем, что на пост режиссера был назначен Райан Куглер, снявший один из самых острых фильмов об отношении к чернокожим людям. «Станция Фрутвейл» основана на реальных событиях. Неудавшийся Джонни Шторм из еще более неудавшегося перезапуска «Фантастической четверки» от Джоша Транка пришел на роль злодея Киллмонгера вслед за режиссером. Да нет, Майкл Б. Джордан просто адски крутой актер и стал звездой после спин-оффа «Рокки» «Крид».
Ваканда – передовая страна, скрытая от всего мира. Метеорит из вибраниума обеспечил вакандцев немыслимыми технологиями, которые и не снились Тони Старку. Культурная идентичность для Ваканды важна во всем. Одежда, прически, архитектура, даже дизайн экипировки и вооружения традиционны для регионов Африки. И эта элитарность Ваканды и является камнем преткновения. Черные братья по всему миру живут, мягко говоря, не так хорошо. Король Ваканды мог бы стать лидером для этих людей по всему миру, дать ресурсы, открыться миру. Редчайший случай, когда протагонист понимает мотивы антагониста и принимает его идеи, просто использует не столь радикальные методы. Удивительно для комикс-муви за сумасшедшие деньги про африканскую фантастическую страну и мужика в костюме кошки.
Трейлер:
Человек-муравей
Страна: США
Режиссер: Пейтон Рид
В ролях: Пол Радд, Майкл Дуглас, Эванджелин Лилли и др.
Жанр: фантастика, комедия, боевик
Производство: Marvel Studios, Walt Disney Pictures
Дата премьеры: 29 июня 2015 года
Кинопоиск: 7,1
IMDb: 7,3
Тот случай, когда эксперимент не удался на старте или точнее на середине пути. Дело в том, что для такого смехотворного персонажа как Человек-Муравей был приглашен автор Корнетто-трилогии Эдгар Райт. Даже есть мнение, что «Армагеддец» пострадал из-за плотной работы над Муравьем. Снова самобытный чувак пришел, чтобы сделать героя с максимально идиотским прозвищем привлекательным для зрителя.
Судя по всему, Райт хотел замутить не просто комедию, а некое мета-высказывание о взрослении. Ну иначе как тут оказался бы уже не сильно молодой Пол Радд. Да и фильмы Райта почти всегда об инфантилах, которые как-то пытаются найти свое место в мире. Но вездесущие творческие разногласия погубили союз Райта и «Марвел», постановщиком фильма был назначен Пейтон Рид.
Концепт фильма был упрощен. Да, вопросы взросления и принятия ответственности остались в фильме, но на них нет акцента. Раз это всё не вычистили, видимо, Эдгар Райт написал полный скрипт и разработал большую часть концептов и раскадровок. У «Человека-муравья» была великолепная и остроумная рекламная кампания. Маленькие фигурки героев на постерах, которых и разглядеть-то трудно – это смело и иронично.
Фильм был удивительно свежим после монструозно тяжеловесной «Эры Альтрона». Разгрузочный фильм, где всё весело и приземленно, если не считать костюм для уменьшения, управление муравьями с помощью мозговых волн и погружение в квантовый мир (это, кстати, сыграет свою роль в «Мстители: Финал»). Теплый, легкий, не глупый, сделавший больше, чем ожидалось от фильма с названием «Человек-Муравей».
Трейлер:
Доктор Стрендж
Страна: США
Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен, Чиветель Эджиофор
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик
Производство: Marvel Studios, Walt Disney Pictures
Дата премьеры: 13 октября 2016 года
Кинопоиск: 7,4
IMDb: 7,5
Казалось бы, третья фаза, главный тиран и противник любых инициатив Айк Перлмутер больше не имеет отношения к киновселенной «Марвел». Самое время сделать что-то новаторское, но «Дисней» используют самую первую свою удачную фишку.
Это снова ориджин персонажа, созданный по схеме «Железного человека», который сам был создан под влиянием пост-нолановской эпохи в кино. Берешь супергероя и рассказываешь что он делал до того, как надел странную одежду, как он эту самую одежду сделал, чего хотел, как его страхи и загоны влияют на принятые им решения. Ну такой реалистичный, структурированный подход.
Сказать, что Стрендж – это новый Тони Старк – значит не сказать ничего. Ультра-профессионал в своем деле (нейрохирургия), талант, ученый, меломан, высокомерный харизматичный сноб, не ставящий ни во что людей вокруг и тех, кто ему к нему относится как к нормальному человеку. Естественно, ему предстоит переродиться. Ровно, как и Железный человек, духовное перерождение произойдет через физическую травму. Стрендж больше не может работать руками. Это так бьет по его эго, что он даже не помышляет заняться чисто научной или преподавательской деятельностью. Сама Вселенная отобрала у Стренджа его силу. Как оказалось, для более серьезных дел.
Трейлер:
Капитан Марвел
Страна: США, Австралия
Режиссер: Анна Боден, Райан Флек
В ролях: Ховард Бри Ларсон, Сэмюэл Л. Джексон, Бен Мендельсон, Джуд Лоу и др.
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Производство: Marvel Studios, Walt Disney Pictures
Дата премьеры: 27 февраля 2019 года
Кинопоиск: 6,5
IMDb: 6,9
Еще более неуязвимый, чем Супермен, супергерой, способный уничтожать собой вражеские корабли, Капитан Марвел даже у фанатов комиксов почти не пользовалась популярностью. Дошло до того, что арку героини продолжали только для того, чтобы не потерять права. Как печеной картошкой авторы перекидывались заданиями на написание сюжетов о капитане, так что задача перед кинематографистами стояла чудовищно сложная.
Рекламная кампания фильма сразу началась с козырей. Оскароносная Бри Ларсон была заявлена на главную роль, а секретная роль Джуда Лоу стала предметом фанатских теорий. Более того, было заявлено, что действие картины развернется в девяностые годы двадцатого века. Современной команды «Мстители» еще не существует, но уже есть агенство Щ.И.Т., а, значит, будет Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) и агент-ходячий фансервис Колсон. Поступала информация о Тессеракте, самом популярном макгаффине «Марвел». Вроде как события фильма будут разворачиваться вокруг гонки за кубом. В трейлерах было прямое указание на расу Кри и самого Ронана Обвинителя из «Стражей Галактики». Так что зрители были были хорошенько разогреты для выхода картины о персонаже, о котором мало что известно негикам.
Героиня Бри Ларсон – чужак в том мире, где у нее есть дело и цель. Она чувствует, что что-то не так, что-то не сходится в ее истории. О других мирах и речи не идет, даже Земля для героини – просто очередная планета, где не может быть друзей. История самопознания придала человечности всесильной героине, за которую вроде как переживать не стоит. Но главный враг любого человека – сам человек, особенно, если большую часть сознательной жизни он находится под прессингом предубеждений и ограничений свободы воли. Кэрол Денверс обретает себя, как всемогущего героя, только когда вспоминает, насколько была слаба и уязвима.
Трейлер:
Дедпул
Страна: США
Режиссер: Тим Миллер
В ролях: Райан Рейнольдс, Морена Баккарин, ТиДжей Миллер и др.
Жанр: фантастика, комедия, боевик
Производство: Twentieth Century Fox, Marvel Entertainment, Kinberg Genre
Дата премьеры: 14 февраля 2016 года
Кинопоиск: 7,5
IMDb: 8,0
Несмотря на то, что комикс-буму не так уж много лет. Всего двадцать, плюс-минус. Мы успели столкнуться с несколькими перезапусками франшиз и героев. Бэтмен за последние двадцать лет будет уже третий, не считая мультов и сериалов, Человек-паук уже третий, две неудачных «Фантастических четверки», вторая и вроде как более успешная интерпретация Венома и, конечно, Люди Икс и Дедпул.
Засветился Райан Рейнольдс в роли болтливого наемника в сольнике о Россомахе и был изнасилован создателями так жестоко, что в «Дедпуле 2» герой даже приходит и вышибает мозги той своей версии. Ну потому что может. На самом деле студии «Фокс» нафиг не нужен был какой-то отбитый герой, которого знает три гика. Много лет, бабла и сил понадобилось Рейнольдсу, чтобы продавить проект своей мечты ретроградным «Фокс»ам. Фильм продался аудитории невероятно легко. Короткая сцена погони на мосту, большая часть которой была нарисована, стала вирусной и взорвала интернет.
Потом был ряд реклам, утверждающих, что «Дедпул» – это ромком. А дата релиза 14 февраля 2016 и милые рекламы с Райаном и Мореной Баккарин, исполняющей любовный интерес Дедпула, смущали фанатов и страшно веселили рядовых зрителей.
«Дешево и сердито!» – девиз этого фильма. Не вооруженным глазом видна слабая графика и манималистичность локаций. Квартира слепой бабули, бар Хорька, больница по изготовлению мутантов (какая-то фиксация во вселенной Людей Икс на страшных лабораториях), такси Допиндера. И это хорошо! Большой бюджет наложил бы ограничения на кровавость и жестокость сцен. А о нецензурной лексике, которая, судя по нашим чиновникам, страшнее всего на свете, можно было бы забыть. Фильм полон отсылок на комиксы, соседнюю «Марвел» вселенную от «Дисней» . Шутки про мутантов и их странные таймлайны в кино зашкаливают.
Первый кассовый максимально гиковский фансервисный фильм на больших экранах, открывший дорогу рейтингу R в комикс-муви. К слову, Хью Джекман всегда говорил, что суперегройское кино не должно быть кровавым и нецензурным. Ну и что же мы увидели через год в «Логане».
Трейлер:
Люди Икс: Первый класс
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Мэттью Вон
В ролях: Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер, Кевин Бейкон, Дженнифер Лоуренс и др.
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Производство: Twentieth Century Fox, Marvel Entertainment, Dune Entertainment
Дата премьеры: 25 мая 2011 года
Кинопоиск: 7,7
IMDb: 7,7
Уже упомянутый не раз Мэттью Вон и его «Первый класс» весьма странно позиционировался. То ли перезапуск франшизы, то ли приквел. Возможно, если бы Мэттью не ушел с поста режиссера продолжения, стало бы ясно, что он задумывал. Но Брайан Сингер, друзья, Брайан Сингер.
Ставку решили сделать на ускользающий тренд на ориджин-сториз всех и вся. Шестидесятые годы, профессор Ксавье еще не Икс, а Эрик Леншер – уже харизматичен и зол, но имя Магнито еще не получил. История становления команды и образования школы мутантов разворачивается на фоне противостояния со злодеем мутантом-прообразом Магнето, с которым у последнего личные терки. Люди, конечно, как всегда, узколобые агрессивные ничтожества. Готовы подчинить всех существ, отличных от себя, и развязать атомную войну в гонке за ресурсами.
Использовать исторические события для отзеркаливания ситуации в обществе и борьбы героев с правилами ход не новый. Навскидку вспоминаются, как минимум, «Хранители» Алана Мура. Вон взял Карибский Кризис и выставил всё так, что без мутантов людишки покромсали бы друг друга. Там даже весьма изящно совсем еще молодой Ксавье пишет в своей диссертации, что люди отличаются от мутантов так же, как пещерные люди от пацанов повыше.
В отличие от Сингера, Вон не строит серьезную мину, поднимая те же серьезные вопросы. Фильм летит на всех парах, нигде не тормозит и является чистокровным комиксом в понимании обывателя. С легким ностальгическим налетом. Свежая кровь в лице еще не таких матерых Майкла Фассбендера, Джеймса Макэвоя и Дженнифер Лоуренс, если не уделывают своих более старших коллег в тех же ролях, но уж точно не уступают им. Это совершенно новый взгляд на давно знакомых героев и это прекрасно.
Трейлер:
Новый Человек-паук
Страна: США
Режиссер: Марк Уэбб
В ролях: Эндрю Гарфилд, Эмма Стоун, Мартин Шин, Дэнис Лири и др.
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Производство: Marvel Entertainment, Sony Pictures Entertainment, Columbia Pictures, Laura Ziskin Productions
Дата премьеры: 13 июня 2012 года
Кинопоиск: 6,9
IMDb: 6,9
Неожиданный гость подборки. Как известно, Сэм Рэйми до сих пор плюется от своей же третьей части «Человека-паука» и жалуется, что решение напихать в картину избыточное количество злодеев и сюжетных линий принадлежало студии Сони. Фильм не был финансовым провалом, но Рэйми не дали снять четвертый фильм, разработка которого началась сразу по завершении работы над триквелом. Было принято решение освежить серию и перезапустить.
Постановщик Марк Уэбб сделал то, что трудно было себе представить. В головах людей Паук однозначно ассоциировался с Тоби «Я убил дядю Бена» Магуайром. Что творилось вокруг новостей о кастинге сейчас уже трудно представить. Приучили нас как-то уже к перезапускам, а DC вообще фигачит елсворлды и, кажется, не собирается останавливаться. Не смотря на то, что Эндрю Гарфилд был старше Магуайера на момент назначения на роль, выглядел он гораздо моложе своих лет. И больше никакой Мэри Джейн, не выходящей из образа кричащей красотки в беде. Роль Гвен Стейси была отдана великолепной Эмме Стоун.
Получился фильм нового поколения, в отличие от максимально несамостоятельно, хоть и обаятельного Паучка от Тома Холланда и «Дисней» . Уэбб сделал Питера Паркера изгоем, но не задротом. Он просто немного странный, слегка отстраненный. Интересуется винтажными штуками, типа скейта и пленочной фотографии. Этакий хипстер до хипстерского бума. Главное отличие было в том, что теперь Питер – прежде всего человек и человек молодой. Он не знает что ему нужно, каждый выбор влечет череду проблем, с которыми его юная психика справляется хаотично. Получая способности, он начинает просто кайфовать. Проучает задир в школе. Не за себя, за более слабых ребят, но его самодовольная улыбка в этот момент говорит всё о его зрелости.
У Паркера нет конкретного ментора, никто ему не делает крутой костюм, дядя Бен не дает совершенно четкую жизненную идею. До всего Паучок здесь доходит сам и все совершенные по пути ошибки остаются с ним.
Пусть студия ко второму фильму похоронила все эти находки в погоне за «Мстителями», первый-то фильм это не портит. Всё еще самая зрелая и интересная версия приключений Человека-Паука в кино. Непопулярное мнение, а что делать.
Трейлер:
Каратель: Территория войны
Страна: США, Канада, Германия
Режиссер: Лекси Александр
В ролях: Рэй Стивенсон, Доминик Уэст, Даг Хатчисон и др.
Жанр: боевик, триллер, драма ,криминал
Производство: Lionsgate, Marvel Knights, Marvel Studios
Дата премьеры: 5 декабря 2008 года
Кинопоиск: 6,0
IMDb: 5
Еще более необычный гость! Просто самый отпиленный фильм про карателя. Фильм-штамп. Фильм-комикс. Дуболомный герой с каменным лицом, сумасшедший злодей с лицом-манекеном для краш-тестов. Море крови, жестоких некомфортных сцен, гротескных настолько, что в голову приходит «Робокоп» Пола Верховена.
Каратель один из самых часто экранизируемых супергероев «Марвел». Тут и версия с Дольфом Лундгреном в главной роли 1989 года, «Каратель» 2004 года с Джоном Траволтой в роли злодея и, наконец, «Территория войны» с Рэем Стивенсоном, которого можно увидеть в роли Вольфштага-друга Тора в большой вселенной «Марвел». Это же первый фильм от лейбла «Марвел Найтс», подразделение «Марвел Студиос», созданное для более взрослых экранизаций. Спасибо Нику Кейджу и убогому «Призрачному гонщинку 2», поставившим крест на данной инициативе.
Фильм задумывался как сиквел к фильму 2004 года. Но общего между ними мало. «Каратель» с Томасом Джейном больше похож на «Женщину-кошку» с Холли Берри, чем на экранизацию похождений одного из самых жестоких комикс-героев. Да к нему даже суперы относятся с опасением, о чем речь.
Режиссер убрал всё лишнее и сделал из Карателя…ну…карателя. Мужик в футболке с черепом ходит по улицам и наносит справедливость на черты города. Да, где-то там упоминается чувство мести за жену и детей, но это идет фоном и так невнятно, что можно пренебречь. В своем крестовом походе по расчистке города от всякой мерзости, Фрэнк Кастл, как и положено супергерою, создает суперзлодея. Злодей стремится захватить власть в городе, поехав крышей после того, как получил страшные увечья лица. Теперь он зовется Джигсо (Паззл, все дела). Ничего более комиксного представить невозможно.
Трейлер: