Найти в Дзене

Стили в русской живописи XVIII века ( часть ( часть I Барокко)

Стили в русской живописи XVIII века ( часть ( часть I Барокко)
1. Барокко
2 . Рококо
3. Класссицизм
Оглавление

Стили в русской живописи XVIII века ( часть ( часть I Барокко)

1. Барокко

2 . Рококо

3. Класссицизм

1 Родина барокко – Италия. Сам термин происходит от итальянского слова barocco, что буквально обозначает «странный, причудливый», хотя некоторые исследователи объясняют происхождения термина, исходя из португальского perrola barroca (жемчужина неправильной формы).

Этот стиль возник в середине шестнадцатого столетия, и очень скоро барокко распространилось за пределами Италии – во Франции, Германии, Швейцарии, Фландрии. Своеобразное национальное проявление барокко мы находим в таких городах, как Прага, Вена, Краков.В России – с начала XVII до середины XVIII века.

Барокко отличает подвижность и текучесть форм, театрализация и фееричность действия, гротеск и перегруженность декоративными элементами, пристрастие к самодовлеющим деталям, вычурным сравнениям, метафорам и гиперболам.

Барокко в России петровского времени

В России стиль барокко тесно связан с эпохой Нового времени, с петровскими реформами. При Петре I начался «Век перемен», или, как называли это время современники, «Великий метаморфозис».

Становление барокко в России основывалось на глубоких переменах в образе жизни, государственной и гражданской деятельности, восприятии человека. При Петре начали ценить человека энергичного, готового к переменам, осознающего себя личностью, способного самому влиять на судьбу, карьеру. Новый стиль практической деятельности утверждался в военном деле, торговле, организации мануфактур, проникал в придворный круг, включался в управление государством. Показательно, что именно барокко с его активностью, аллегоричностью и фееричностью как нельзя лучше подходило к петровской эпохе.

В монументальной живописи плафонов, в росписях интерьеров превалировал интерес к сложносюжетным аллегорическим композициям с использованием античной мифологии. В Петербурге работал прославленный мастер венецианской школы В. Тарсиа(скульптор).

«Юность» (с обезьяной) — скульптура установленная в Летнем саду

арх.Антонио Тарсиа

«Немезида» — скульптура установленная в  Летнем саду
«Немезида» — скульптура установленная в Летнем саду

арх.Антонио Тарсиа

-3

«Рок» — скульптура установленная в Летнем саду.

арх Антонио Тарсиа.

Его работы сохранились в Летнем домике Петра I в Монплезире. Их сюжетами часто служили всякого рода триумфы. Аффектация эмоций, движений, поз, также как и активное обращение к зрителю – характерные черты стиля барокко.

Его работы сохранились в Летнем домике Петра I в Монплезире. Их сюжетами часто служили всякого рода триумфы. Аффектация эмоций, движений, поз, также как и активное обращение к зрителю – характерные черты стиля барокко.

-4

«Петр I с богиней мудрости Минервой». худ Якопо Амигони (Амикони).

Примером аллегорической живописи может служить также полотно Амигони, находящееся в тронном зале Зимнего Дворца . В этом монументальном произведении художник выступает со сложной программой темой. Однако он был полон уверенности, что русская публика его поймет и одобрит. Амигони обратился к образу античной богини Минервы – одному из часто встречающихся мифологических образов петровского времени. Минерва символизировала крепость государства и воинскую доблесть. Поэтому она обычно изображалась в шлеме, с копьем и мечом. В этом полотне главная задача художника состоит в прославлении Петра как преобразователя страны и покровителя наук и искусств. От воинственного вида Минервы Амигони здесь отказывается. Богиня предстает в пышном женском одеянии, она снабжена атрибутами, означающими мудрость и покровительство науке и ремеслам. И все же центральной темой живописи XVIII века в России стал человек, а основным жанром – портрет.

Портрет стиля барокко начала XVIII века в России являлся неразрывной частью жизни и культуры петровского времени с пышными празднованиями «викторий» и триумфов, с их велеречиво-усложненными сценариями и пышным оформлением, с ярким и звучным искусством фейерверков – «огненных забав», театральными постановками, высокой поэзией. Барочный портрет, также как и ода, говоря словами Кюхельбекера, «увлекается предметами высокими, передавая векам подвиги и славу отечества, воспаряя к престолу неизреченного и пророчествуя перед благовещающим народом, парит, гремит, плещет, порабощает слух и душу читателя».