Приветствую вас дорогой зритель моего канала, перед просмотром статьи буду рад если вы подпишитесь на мой канал, этим вы сильно поддержите мой канал в его будущем развитии.
ЗИС-115 («ЗИС-110СО») — советский бронированный автомобиль высшего класса. Выпускался несколькими сериями в 1949-1955 годах на автомобильном заводе имени Сталина на единой с ЗИС-110 платформе. Всего было произведено 56 штук. Машина имела несколько производственных индексов: в сборе - ЗИС-115, шасси - ЗИС-110С, кузов с сборе - ЗИС-145. Бронекорпус выпускали на Подольском заводе им. С.Орджоникидзе. Поагрегатно и в сборе ЗИС-115 являлся секретным изделием. Автомобиль предназначался для высших руководителей коммунистической партии СССР — членов Политбюро ЦК ВКП(б), в первую очередь для Председателя Совета Министров СССР И.В. Сталина
Разработка нового автомобиля началась в 1943 году по персональному заданию И.В. Сталина. И гражданская, и бронированная версии нового ЗИСа проектировались одновременно с одинаковой внешностью. В первую очередь разрабатывался автомобиль со специальной защитой. Легковой броневик являлся засекреченным и собирался в спеццехе ЗИСа, отдельно от гражданской версии ЗИС-110.В 1944 году появился первый прототип бронированного автомобиля.
Габариты автомобиль имеет впечатляющие размеры. Так, длина кузова составляет более шести метров. Высота – 2,23 метра, а ширина – 1,73 метра. Колеса у 115-го были на 1 дюйм больше, нежели у 110-го. Что касается клиренса, машина имела внушительный дорожный просвет в 20 миллиметров. Но ЗИС-110 – это всё же проект гражданского автомобиля. А вот для "вождя народов" на ЗИСе разрабатывался совсем другое транспортное средство — ЗИС-115. При беглом взгляде эти две модели тяжело отличить друг от друга, но это – ровно до тех пор, пока не познакомишься с техническими особенностями ЗИС-115. Начнем с самого главного – бронированного кузова, который должен был защищать советского лидера. В отличие от европейских или американских автомобилей, кузов ЗИС-115 состоял не из отдельных бронированных панелей, а представлял собой клёпано-сварную конструкцию. То есть фактически это – бронекапсула. Причем она даже имела свое внутреннее название – "изделие 100".
Рабочий объем форсированного 8-цилиндрового двигателя от ЗИС-110 составлял 6 литров. Мощность стандартного мотора повысили до 162 л.с. Шестиметровый лимузин весом в 4280 кг мог развить скорость в 120 км/ч, правда, расход топлива был диким: 27,5 литров на 100 км пути.
Боковые стекла в дверях толщиной 75 мм и весят почти центнер. Их подъем осуществляется с помощью гидравлических домкратов, а спуск – специальным барашком.Спереди были две форточки открывались они вручную. Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжены цепочками, гарантирующими невозможность случайного открытия на ходу.В машине использовался двойной пол и двойная крыша. Особенно усилена задняя стенка. Присутствовало и откидное сиденье. На нем иногда сидел Сталин (с целью конспирации) в поездках с Жуковым. Последний, кстати, располагался на заднем сиденье, где положено было быть генеральному секретарю.Выборочно автомобили ЗиС-115 оборудовались кондиционерами,ставились они в багажное отделение, хозяева сами выбирали ездить с кондиционером или с багажным отделением.
Ну, а салон автомобиля заслуживает отдельного разговора. Всем известно, что в обычной жизни Сталин был аскетом. Правда, глядя на отделку интерьера ЗИС-115, так и не скажешь. Судите сами: просторный салон, рассчитанный на 6-7 человек, отделан натуральной кожей, велюром, а также имеет шерстяную обивку. Вставки на передней панели – из карельской березы. Все материалы дорогие и натуральные. А ведь еще есть и очень интересные решения. Например, приборная панель, которая меняет цвет подсветки в зависимости от скорости. Скажем, если автомобиль едет менее 40 км/ч, панель будет гореть зеленым цветом, 40-80 км/ч – оранжевым, ну, а свыше 80 км/ч – красным. Прямо как на некоторых современных авто, при переводе коробки в спорт-режим. А ведь ЗИС-115 – это автомобиль, разработанный в середине ХХ века!
В СССР был завезëн Packard-180 по которому был спроектирован ЗИС-110 и ЗИС-115
После 1950-х годов СССР не производил бронированные легковые автомобили вплоть до 1983 года.В СССР после выработки ресурса все машины подлежали возвращению в полной комплектации на завод изготовитель для последующей утилизации. По оценке Дмитрия Дашко, автора книги о сталинских броневиках, в наши дни сохранилось не менее двух десятков автомобилей ЗИС-115, большинство из которых являются музейными экспонатами в музеях России, Китая, КНДР, Вьетнама, Ирака, Афганистана и других стран, где эксплуатировались эти автомобили.
Понравилась статья? Ставьте лайки и пишите своë мнение, что вы хотите в дальнейшем увидеть 😊